В "Радуге" открылась уникальная выставка картин XV-XVII веков

Выставка называется "Старые мастера XV–XVIII веков". Понятие "старые мастера" употребляется для обозначения плеяды выдающихся западноевропейских художников, работавших до XVII века. "Не припоминаю, чтобы в Самару привозили подлинную живопись XV–XVII веков, — говорит искусствовед Валентина Чернова. — Гравюры — да. В нашем Художественном музее есть работа Маркантонио Раймонди, друга Рафаэля, и еще одна нидерландского мастера XVI века. Если говорить об уровне произведений, представленных на выставке, то это очень серьезная коллекция. Мы все знаем про "золотой" век Нидерландов, про эпоху Брейгеля и Босха — XV–XVI века, когда высший уровень средневековой культуры проявлен даже в произведениях небольших мастеров". Всего на открывшейся выставке в "Радуге" 18 работ. Среди них есть картины Яна Брейгеля Младшего, из династии культовых мастеров нидерландской живописи. Лучшими работами художника считаются пейзажи. В "Радуге" представлены два его произведения: "Аллегория Слуха" и совместная картина на религиозную тематику "Явление Христа Марии Магдалине" с сыном другого великого художника Ян ван Баленым. Его отец учитель знаменитого Ван Дейка. Художественный контекст времени требовал от мастеров обращения к аллегорическому изображению, поэтому перед картинами "голландцев" можно стоять часами, разгадывая их как ребус. Главной ценностью выставки считают картину "Мадонна с младенцем" мастера портретов принцев нидерландской школы XV века. Работа является одной из створок складня, предназначенного для частного благочестия. Интересно, что на другой створке помещались полуфигурные портреты заказчиков картины в молитвенных позах. Стандартная практика эпохи Возрождения, когда донатеров рисовали на картинах даже религиозной тематики. Конечно, голландская живопись была известна и натюрмортами. На выставке можно увидеть чудесную картину "Натюрморт с дыней" Корнелиса де Хема из династии знаменитых живописцев. Внимание гостей выставки приковывает совместная работа Франса Франкена Младшего и Андриса Даниэлса "Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери". В экспозиции есть и пейзаж Франца ван Книббергена, картины Иеронима II Франкена, Хендрика Боса, Франса ван Книббергена и Боуржинона. Собрать такие имена в одной экспозиции галерее "Радуга" помогли самарская международная общественная организация "Центр духовной культуры" и московский "Центр искусств". "На выставке представлена подлинная живопись, хорошего качества, — уверена Валентина Чернова. — Подобные работы приобретаются не как после революции "у бабулек", где все нужно реставрировать, а это заказы с хороших аукционов. Поэтому, то качество живописи, которое доводит до нас технику и технологию XV века, вызывает у нас восхищение и восторг". В экспозиции есть работы, написанные на дереве, а не на холсте, что характерно для того времени. Краски имели натуральную основу, в отличие от современных, как правило, синтетических, поэтому палитра художников сильно отличается по цвету от живописных работ XX–XXI веков. Подобные выставки в Самаре большая редкость. Региональные музеи редко могут позволить себе такую роскошь, потому что каждую выставку нужно страховать. А сумма страховки порой превышает все возможные лимиты финансовых возможностей музеев. Последний раз столь "ценная" выставка проходила в Самарском художественном музее, когда из фондов Московского Кремля привезли экспозицию российских наград с XVII по XX век. Сейчас популярны выставки, где демонстрируются жекле картин известных мастеров. Жекле — это эксклюзивная цифровая художественная репродукция картин, которая хорошо передает цвет и фактуру. Увидеть подлинники картин "старых мастеров" большая редкость. Оптимальный вариант для регионального музея — экспозиция гравюр известных художников. Художники "Северного возрождения" всегда пользовались особой славой. Немецкие и голландские мастера производили сильное впечатление на зрителей. Существует легенда, что картина Ганса Гольбейна "Мертвый Христос в гробу" вдохновила Федора Достоевского на написание романа "Идиот". А в 2014 г. писательница Донна Тартт получила Пулитцеровскую премию за роман "Щегол", где завязка истории происходит благодаря картине голландского художника XVII века Карела Фабрициуса. Эта книга возродила любовь читателей не только к "толстому" роману, но и ввела массовую моду на голландскую живопись "золотого" века.