Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Самарская филармония провела первый концерт новой программы "Диалоги об искусстве"

Первый концерт нового абонемента, подразумевающего диалог музыки и изобразительного искусства, был посвящен двум шедеврам — скульптуре Жана-Антуана Гудона "Вольтер, сидящий в кресле" и картине Рембрандта "Возвращение блудного сына". Эти произведения принадлежат к числу первых приобретений основательницы Эрмитажа — императрицы Екатерины II.
Размышлять о великих произведениях и созерцать их публике предлагалось в сопровождении музыкальных произведений. В первой части концерта, посвященной скульптуре Гудона, в исполнении симфонического оркестра Самарской филармонии звучала музыка Гайдна — симфония "Рассеянный", во второй части — фрагменты музыки из балета Прокофьева "Блудный сын". Дирижировал в этот вечер .
Исполнение музыкальных произведений предваряли лекции научных сотрудников Эрмитажа и проекции на экран каждого из шедевров.
Первым произведением, с которого начался "Диалог", стала скульптура Вольтера. Это произведение оказалось связано не только с историей французского искусства, но также с историей Эрмитажа и его знаменитой основательницы. После смерти Вольтера Екатерина II полностью выкупила его библиотеку. По замыслу императрицы в Царском селе должны были построить точную копию дома Вольтера в Ферней. Екатерина намеревалась именно там разместить библиотеку Вольтера, украсив интерьер скульптурным портретом философа. Заказ портрета был сделан молодому скульптуру Жану-Антуану Гудону.
Дом в Царском селе так и не был построен, а статуя "Вольтер, сидящий в кресле", созданная молодым мастером, украсила залы Эрмитажа. Философ сидит в кресле, словно в ожидании гостей. Вольтер — старик, именно такой, каким однажды увидел его молодой скульптор. И Гудон не стал приукрашивать реальность, единственное отступление от правды жизни — это одежда. Его одеяние, похожее на одежды античных философов, становится участником образа, напоминая, что идеи Вольтера принадлежат не только XVIII веку, но и находятся вне времени. Кроме того, эти одежды позволяют скрыть немощность Вольтера, сделать образ более величественным, монументальным.
Как рассказывает научный сотрудник Эрмитажа Анастасия Бурковская, в скульптуре поражает лицо Вольтера: "Еще современники признавали, что мастер запечатлел душу философа. Особенно запоминается взгляд. Кажется, Вольтер смотрит на человека, внимает словам пришедших". И даже с экрана, казалось, внимал Вольтер музыке Гайдна, своего современника, и улыбался своей знаменитой саркастической улыбкой.
Вторая часть вечера была посвящена великому голландцу и картине "Возвращение блудного сына" — последней завершенной работе Рембрандта. Лекцию об истории произведения рассказала научный сотрудник Эрмитажа .
Анастасия Бурковская, научный сотрудник Государственного Эрмитажа:
— Сегодня мы открываем совместную программу Государственного Эрмитажа и Самарской филармонии "Диалоги об искусстве". Первое произведение, с которого начинаем "Диалог", это работа французского мастера Жана-Антуана Гудона "Вольтер, сидящий в кресле". Это произведение оказалось связано не только с историей французского искусства, но также с историей Эрмитажа и его знаменитой основательницы — Екатерины II.