Ещё

Российский режиссер по пластике завидует азербайджанцам 

Фото: Sputnik Азербайджан
БАКУ, 29 сен — Sputnik, Кямаля Алиева. Доцент кафедры пластического воспитания Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург) приехал в Баку, чтобы провести мастер-классы по сценическому движению для молодых актеров Азербайджанского государственного русского драматического театра и студентов Азербайджанского государственного университета культуры и искусств (АГУКИ). Доцент кафедры пластического воспитания Российского государственного института сценических искусств Игорь Качаев
Проект был организован в рамках культурного проекта «Театральные мастерские», которые проводит «Балтийский дом» Санкт-Петербурга (проект Ассоциации деятелей русских театров зарубежья).
Подробно о работе с молодыми актерами Качаев рассказал на пресс-конференции, в которой также приняли участие ректор АГУКИ Фарах Алиева и заведующая кафедрой университета культуры хореографического искусства и сценической пластики Офелия Зейналова. Ректор Азербайджанского государственного университета культуры и искусств Фарах Алиева
Алиева поблагодарила организаторов, которые создали возможность российскому режиссеру провести мастер-классы для азербайджанских актеров молодого поколения. По ее словам, формирование актера, который придет на сцену театра, начинается со студенчества.
"Нашей целью является организация различных семинаров, занятий с зарубежными специалистами, чтобы студенты могли развиваться. Мы радуемся, когда к нам приезжает настоящий мастер, который учит не только студентов, но и направляет педагогический состав. Я считаю, что эти три дня были очень насыщенными, информативными", — сказала Алиева.
Ректор отметила, что приезд Качаева стал поводом сравнить методику, уровень преподавания сценического движения и уловить основные тренды развития молодого поколения актеров. Алиева изъявила желание продолжить сотрудничество, на что он с удовольствием согласился.
В интервью Sputnik Азербайджан Качаев признался, что рад своему приезду в Баку, потому что не чувствует тут себя чужим, а наоборот, здесь для него все как будто родное, и он просто не хочет уезжать.
— Раньше наши связи, я имею в виду в искусстве, были очень плотными и межвузовское общение было крепким и частым. Очень рад, что возникла ассоциация, объединяющая русские театры, потому что сейчас существует потребность в общении, связях. Культура и искусство не подвержены политическим влияниям. Фарах Алиева и Игорь Качаев
Я приехал в Баку и у меня ощущение, что приехал в родной дом, увидел людей из своего прошлого, детства, школьных лет. Каждый из нас посещал страны, которые входили в состав Советского союза. Мы очень долго не могли привыкнуть, что это теперь уже не общий дом. Я очень сожалел, что не успел приехать в Азербайджан, Ташкент, Таджикистан в то время. Сейчас наши связи вновь налаживаются, крепнут. У нас есть универсальный язык — язык искусства. Он вне всего.
У нас очень много общего. Когда приезжаю в Европу, они меня не понимают, но хотят понять, а когда я сюда приезжаю, я вас понимаю, и вы меня. Я звонил своей супруге и говорю ей: «Я так завидую азербайджанцам». И она отвечает, что, может, нам переехать в Азербайджан, а не в Испанию. Рад, что мне удалось познакомиться с таким позитивным и открытым человеком, ректором Азербайджанского университета культуры и искусства Азербайджана Фарах Алиевой, которая предоставила мне все условия для работы со студентами. Дай Бог, чтобы наши связи оставались, и чтобы мы помогали друг другу.
— Игорь Сергеевич, само понятие предмета сценического движения меняется со временем?
— Безусловно. Это гибкий предмет. Его прелесть в том, что он работает в тесной связи с доминирующими дисциплинами, такими, как актерское мастерство и режиссура. В связи с тем, что современный театр сейчас синтетический, многокомпонентный, огромное количество выразительных средств, это требует очень многогранно подготовленного актера, чтобы он мог выполнить поставленную перед ним режиссером художественную задачу.
Я стараюсь развивать этот предмет, опираясь на собственный практический опыт. Когда прихожу в институт, вижу студентов, я себя прекрасно ориентирую на то, что они придут через два или три года в театр и на то, смогут ли они выполнить задачи, поставленные мною или другим режиссером, насколько они гибкие головой, быстро переключающиеся.
Сегодняшнее время требует реактивного мышления, мгновенности, четкого перестроения. Мы должны видеть студента очень развитого, а мы видим немножко зажатого телесно. Студенты очень быстры в виртуальном пространстве, гаджетах, сети, но, как только их оттуда убираешь, они теряются в этом мире. Они не привыкли читать бумажную книгу, которая дает толчок воображению, фантазии. Для будущего актера, художника — это важный компонент.
То есть сейчас, с одной стороны, гиперэрудированные молодые люди, а с другой — студенты, которые не могут направить свою фантазию в практику, воспользоваться своим телом, его осмысленно куда-то направить, как хочет этого режиссер. Поэтому мой предмет направлен на то, чтобы развить все эти качества, психофизику и технику.
Со временем я провожу анализ и своего опыта. Я преподаю с 1993 года и за это время понял, что то, что было до 2000 года, это одно, а то, что сейчас — это абсолютно другое, и я пытаюсь найти язык тела, который адекватный и позволит еще долго им пользоваться.
— Ну, и как удалось найти язык тела, который актуален в наше время?
— Я могу как-то управлять этим процессом. Я нахожусь в очень плотной связи с профессией, театром. Театр — это живой организм. Он отличается от кинематографа и процесса съемок в кино. У меня есть такое хобби — я снимаюсь в фильмах, поэтому понимаю то, что требуется на съемочной площадке, это другое и не так сложно. Пресс-конференция доцент Российского государственного института сценических искусств Игоря Качаева в Баку
Мы, люди этой профессии, чувствуем тактильно, и с каждым студентом работаем индивидуально. Мне приходится трансформироваться относительно каждого студента, группы. Это дорогого стоит. В моей дисциплине важно, чтобы глаз не был замылен. Нужно периодически отправлять себя на прочистку. Очень многие педагоги работают штампованно, потому что сложно перестроиться на гибкую систему, так как всегда нужно обнуляться.
— Как обнуляетесь?
— Просто выхожу из искусства. В своем время я хотел стать врачом, и учился в мединституте. Мне в этом плане легко, потому что люблю заниматься науками, изучать то, что требуется для жизни. У меня много друзей, занимающихся медициной, экономикой. Они не дают мне заплесневеть творчески и переключают на что-то другое. Я люблю жить, мне интересно наблюдать за миром, который вокруг меня.
— Каково было работать с нашими молодыми актерами и студентами?
— Это творческие личности — одни уже в профессии, а другие на пути к ней. Тут очень важно, чтобы они открывались. С каждым днем желающих принять участие в мастер-классах становилось все больше. Это показатель, что мы на правильном пути. Может очень хорошо, что возник тако