Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Есть что показать, но почему-то стесняемся. В Тюмени обсудили развитие гастрономического туризма

В Тюмени в эти дни проходит гастрономический фестиваль, в котором участвуют популярные городские рестораны и отели. Однако об этом мало кто знает, и это одна из проблем продвижения гастрономических ресурсов региона, отметили участники дискуссии.
Есть что показать, но почему-то стесняемся. В Тюмени обсудили развитие гастрономического туризма
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"
Туристическая отрасль в Тюменской области уже сформировалась, и ней намечено множество различных приоритетов, говорит директор ГАУ ТО «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» Мария Трофимова. «Если говорить о гастрономическом туризме, то это явление относительно новое как для нашего региона, так и для России в целом. Тем не менее, уже в этой сфере уже наблюдается бум, и наш регион не исключение, – рассказывает Мария Трофимова. – Одним из наиболее масштабных событий стал гастрономический фестиваль «Сибирский разносол», организатором которого выступила Тюменской области. В фестивале приняло участие более 15 тысяч человек, была представлена разнообразная кухня, но главным образом сибирские блюда». Эксперт приводит в пример Владимирскую область, где при поддержке РФ разработана гастрономическая дорожная карта.
Фестиваль «Сибирский разносол» даже был представлен на конкурсе национальной премии в области событийного туризма в Казани, рассказал президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин.
«В организации фестиваля нам очень помогли Ассоциация гостеприимства Тюменской области, , правительство Тюменской области, администрация Тобольска, многие рестораторы проявили инициативу. Так что это результат совместных усилий. Мы хотели бы сделать его традиционным, чтобы он вошел в график федеральных мероприятий, обязательных для посещения. Но попасть в этот график очень сложно. С этой целью мы и вышли на конкурс в Казани. От Тюмени мы были единственными. А вот от Екатеринбурга было представлено очень много проектов. В этом плане нам стоит у соседей поучиться. На конкурсе мы увидели, что многие регионы в сфере гастрономического и событийного туризма ушли далеко вперед, нам нужно догонять. Но у нас большой потенциал. Мы должны выводить свои крупные событийные мероприятия на федеральный уровень. Нам есть что показать, только мы этого не делали. Только в этом году у нас по-настоящему заговорили о туризме как о большой перспективной отрасли экономики, которая может приносить огромные деньги в казну региона, помогать развивать малый бизнес, гостиничную, ресторанную сферы», – подчеркнул Абдуллин.
Важный вопрос: чем тюменская земля готова удивлять туристов в гастрономическом плане? Да, есть муксун, стерлядь, ягоды, варенье и так далее. Эдуард Абдуллин рассказал, что на «Сибирском разносоле» участников попросили предложить гостям нерядовое меню, с местным колоритом и историей. Из блюд больше других запомнилось мороженое с олениной. Но этого мало. «Мы должны найти что-то свое, особенное, что можно попробовать только здесь, в Сибири, – говорит Абдуллин. – Честно скажу, сколько мы ни искали, пока не нашли такого рецепта, хотя подвижки есть».
У местной кухни есть своя интересная история, ее лишь нужно освежить в общественной памяти и правильно подать, говорит директор школы гостеприимства и сервиса Ирина Косогорова. «Согласна с Эдуардом Раильевичем: самая главная наша проблема в том, что мы не умеем продавать свой колорит. Найти свою изюминку, что-то исконное, красиво это преподнести, пропиарить – этому мы должны научиться, – отмечает эксперт. – Есть блюда, которые испокон веков готовили на нашей земле. Но в основном у нас присутствует кухня, которую завезли в этот регион. Наша задача – найти свое. Будь это дичь, приправы, ягоды, дикоросы, которые сделают блюда из обычных продуктов необычными. На этом надо делать акцент. Потому что продукты по всей стране примерно одни и те же. Поэтому нужно отличаться способами приготовления».
Что такое история тюменской кухни, подробно рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ Сергей Туров, немало удивив коллег. Для ответа на вопрос о местной гастрономической «изюминке» он предложил вернуться на 100 лет назад и вспомнить, что стояло на обеденном столе обычного сибирского крестьянина.
«Что вспоминают при упоминании сибирской кухни? Строганину, пельмени и прочие банальные блюда. Между тем источники позволяют нам обнаружить очень интересные данные о том, что ели в местных деревнях. Обычный постный стол: каши с конопляным или рыжиковым маслом, а также рыбьим жиром, картофельная похлебка, вареный горох, репная похлебка с маком, морковница, кулага – смесь ржаной муки в солоде, заваренная кипятком, проваренная, выдержанная на холоде и многое другое. Кто-нибудь пробовал что-то подобное? Какой-нибудь ресторан может предложить нам эти блюда? Сомневаюсь», – высказался историк.
Украшением стола были напитки. «От Тобольска до Казанки в каждом дворе варили пиво. И когда-то здесь в огромных объемах собирали хмель. Рецептуру можно найти. На праздники готовили специальное пиво, под которое был отдельный ритуальный набор посуды», – поделился историческими данными кандидат наук.
Кроме того, местная деревенская кухня дореволюционного периода включала в себя мясо, рыбу, дичь. «Вообще стол сибирского крестьянина был чрезвычайно разнообразным, калорийным и питательным. Все это можно восстановить, следуя источникам, – добавляет Сергей Туров. – Вся эта культура была побеждена пришедшей в советские годы стандартизацией. Про северную кухню можно рассказывать отдельно. Помимо привычной строганины и оленины есть много другого. К примеру, ханты квасили утку, ловили ее сетями в огромных количествах на взлете. Не знаю, как на вкус, но в качестве экстрима для туриста вполне можно предложить. Другой экстрим: кто-нибудь ел разрезанного оленя, отрезая куски мяса и макая в кровь? Экстремалов наверняка такое заинтересует».
В голодные 20-е годы местные жители изобрели десятки пищевых суррогатов. Их сегодня также можно восстановить и предложить туристам в качестве экзотики, замечает Сергей Туров. Большие традиции были и в монастырской кухне. Эксперт даже предложил на базе одного из объектов культа открыть трактир и предлагать посетителям традиционные монастырские блюда. «Считаю, что поиски местного колорита должны вестись в этом направлении, я и мои коллеги готовы в этом помочь», – предложил представитель университета.
Определенные гастрономические традиции сложились в Тобольске и Ялуторовске. Древняя столица Западной Сибири уже пять лет проводит фестиваль «Уха-Царица» и другие мероприятия. «Мы живем на большой реке и славимся рыбой. За этим в том числе туристы к нам и едут, – говорит главный специалист отдела развития туризма комитета по культуре и туризму администрации Тобольска . – Но мы эту тему обыгрываем разными творческими идеями. Гастрономический фестиваль – это не только еда, это семейный отдых, площадка для общения».
Гастрономический туризм одно из приоритетных направлений развития в городе Ялуторовске, говорит заместитель директора ялуторовского МАУК «Арт-вояж» Анастасия Петелина. «У нас все для этого есть. Ялуторовск является центром сельхозпереработки, у нас работают три крупных предприятия пищевой промышленности, строится завод овощной консервации. Разработан единый гастрономический бренд города под названием «Сделано в Ялуторовске». Мы проводим такие проекты как фестиваль-дегустация «Ялуторовская гигантомания», где гостей угощали тортом на 200 кг и 6-метровой колбасой, фестиваль национальных культур «Венок дружбы» с дегустацией национальной кухни, «Квасной пир», «Августовские спасы», «Поющее лето в Остроге», «Капуста-барыня», «Берендеево царство», «Грибной бум». Такое количество гастрономических событий повышает узнаваемость территории», – говорит Анастасия.
Но по-настоящему прославил Ялуторовск знаменитый 3-метровый блин, который местные кулинары каждый год пекут во время гуляний «Сибирская Масленица». В этом году трансляция этого события шла на весь мир. И все же это редкий пример, когда гастрономические события региона выходят на федеральный уровень.
О том, чего не хватает тюменской индустрии гостеприимства для развития гастрономического направления, упомянула ресторанный критик, организатор проекта «Секретный ужин» Лидия Носова. По ее словам, в Тюмени в этой сфере проводится большая работа. «Могу сравнивать с Сочи, где прожила два года, и в плане развития туризма и общепита в частности в Тюмени ситуация обстоит лучше, – заверила критик. – Сейчас в рамках гастрономического фестиваля хожу по ресторанам и должна сказать следующее: идея очень хорошая, но сложилось впечатление, что некоторые заведения участвуют в проекте для галочки. Не все шеф-повара проявляют себя. Не везде предлагают блюда в рамках фестиваля, а где-то на ресепшн даже не знают, что их заведение участвует в проекте. Прежде всего об этом надо рассказывать туристам. Информации должно быть больше. Мы можем какую угодно замечательную идею придумать, если на местах о ней не будут рассказывать целевой аудитории, ничего работать на будет».
Рекламы в сфере гастрономического туризма действительно не хватает, говорит председатель совета региональной ассоциации тюменских туристических организаций Наталья Чагина. «Это новое перспективное направление. Если обратиться к википедии, там говорится, что это возможность познакомиться с культурой региона, страны через кухню и гастрономические традиции. Но у нас, как отмечают коллеги, даже в отдельно взятых ресторанах не дорабатывают по части рекламы проектов и мероприятий. Это то направление, которому мы должны уделять больше внимания. Но помимо гастрономии мы должны не забывать продвигать ресурсы нашего региона. Нас еще не очень хорошо знают за пределами области. И когда люди приезжают в Тюмень, очень сильно меняют первоначальное мнение о города. Они поражаются, какой у нас, оказывается, замечательный город, какие дороги. И даже, пардон, туалеты гораздо лучше, чем в других городах. Это тоже имеет большое значение. Поэтому мы должны продвигать туристический потенциал региона в целом, а следом развитие получит и гастрономический туризм», – отметила Наталья Чагина.
Тему продолжила директор городского департамента потребительского рынка , отметив, что туалеты как элемент сервиса имеет не последнее значение для повышения туристического потенциала территории. «Опыт проведения гастрономических фестивалей у нас есть. Мы должны научиться это продавать – со всем вышесказанным я согласна. Но хочу поговорить о тех проблемах, которые сопровождают сферу гастрономического туризма. Туалеты – одна из глобальных проблем в развитии туризма. Даже если пройтись по нашим хорошим ресторациям и представить, что приезжают 20 немцев и заходят в туалет – возникает очередь. А если китайцы приедут? Или когда едешь из Тюмени на фестиваль в Тобольск, найти по дороге нормальный туалет – это огромная проблема. Что уж говорить про иностранцев, если нам самим от такого сервис плохо? Это проблема. Надо пересматривать саму концепцию организации оказания услуг общественного питания. Еще один важный момент: фестивали у нас замечательные, но нужно насытить культурную программу. Без этого мероприятие не вытянуть. Нужно идти рука об руку с профильными ведомствами – департаментами культуры, спорта и другими. Это дает большой отклик. Пока мы обкатываем различные форматы, нарабатываем опыт. Постепенно приходит понимание, что может быть интересно местному жителю. Но к массвому приему иногородних и иностранных туристов мы пока еще, на мой взгляд, не готовы. Тем не менее, перспективы хорошие. Город меняется, растет. И сфера гостеприимства должна успевать за этим процессом».