Ещё

«Гамлет» на языке жестов и Малевич для слепых. «Инклюзивный фестиваль» в ГМИИ 

Фото: Москва24
За последние несколько лет в большинстве московских музеев появились программы по созданию доступной среды для инвалидов. Свои проекты есть у Третьяковской галереи и у Музея «Гараж». В конце сентября в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылся «Инклюзивный фестиваль», в рамках которого музейное сообщество искало ответ на вопрос: «какими средствами» сделать пребывание в музее максимально комфортным для инвалидов? Мы попросили куратора фестиваля и советника директора ГМИИ Евгению Киселеву, рассказать о том, что музей делает для инвалидов, и почему инклюзия — это возможность переоценить границы нашего восприятия.
Вот уже полтора года в ГМИИ им. А. С. Пушкина развивается программа «Доступный музей», направленная на то, чтобы сделать пространство музея комфортным для посетителей с особыми потребностями. Этот большой проект возник не внезапно, его появлению предшествовали годы точечной и целенаправленной работы с посетителями с инвалидностью. Еще Ирина Александровна Антонова инициировала создание при музее студий арт-терапии в 2006 году, она также принимала на работу в ГМИИ людей с ограниченными возможностями. На протяжении многих лет специализированные фонды и ассоциации приводили в Пушкинский зрителей, физическое состояние которых отличается от нормы. Но только сегодня стало возможным сделать проект, который направлен на широкую аудиторию людей с ограниченными возможностями здоровья, которые не являются подопечными серьезных фондов. Марина Девовна Лошак считает формирование доступной среды одним из приоритетных направлений развития музея сегодня.
На момент основания музея Иваном Цветаевым представления о доступном публичном пространстве были иными. Понимание доступной среды менялось на протяжении минувшего века динамично. Точно также как сегодня никому не придет в голову спрашивать, можно ли пускать в оперу незамужних женщин, так и вопрос — зачем незрячим людям изобразительное искусство, кажется уже анахронизмом. Поменялась философия отношения к этому вопросу. К счастью, большинству людей очевидно, что общение с искусством и само пребывание в музее оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние людей с инвалидностью, способствует социализации, расширению кругозора и хорошему настроению, а в случае некоторых категорий, имеет терапевтический эффект. Таким образом, вопрос «зачем» перед нами не стоит совершенно. Остается вопрос «как» и «какими средствами» сделать пребывание в музее и знакомство с его коллекцией максимально комфортным, интуитивно понятным и интересным.
Все проекты музея проходят проверку и обсуждаются непосредственно с людьми с ОВЗ и экспертами-профессионалами. Мы также активно обсуждаем работу в этом направлении с нашими коллегами из европейских и американских музеев. По опыту музейщиков из США, посетители с инвалидностью очень радуются, когда для них делают нечто специально. В России мы чаще всего встречаем желание быть погруженными в общий поток, не быть выделенными в отдельную группу. Возможно, это связано с разницей в менталитете и восприятии инвалидности в России и Америке. Ориентируясь на желание наших посетителей, мы стремимся к инклюзии и вовлечению «особых» посетителей в обычную жизнь музея.
Год назад в Главном здании Пушкинского музея проходила выставка «Видеть невидимое», экспозиция которой состояла из шести тактильных картин. Это были копии всемирноизвестных шедевров из собрания ГМИИ: «Мадонна в винограднике» Лукаса Кранаха старшего, «Натюрморт» Жана-Батиста Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо, «Благовещение» Сандро Боттичелли и «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена. Эти работы мы выбрали, чтобы показать некий художественный диапазон от искусства старых мастеров до импрессионизма. Среди посетителей выставки были в том числе и незрячие люди с собаками-поводырями. Присутствие животных в музее вообще-то исключено, но это ограничение не распространяется на специально обученных собак, которые умеют корректно вести себя и их появление в залах абсолютно ничем не грозит экспонатам. Вот уже год тактильные макеты сопровождают все выставки-блокбастеры в музее. В будущем мы планируем создание макетов ко всем выставкам музея и экспонатам постоянной экспозиции. Сейчас у нас регулярно проводятся занятия для незрячих посетителей на тактильной карте музейного городка ГМИИ им. А. С. Пушкина и некоторых макетах картин. Перед вами тактильные макеты работ «Саломея» Тициана Вичеллио, «Снятие с креста» и «Воскресение» Паоло Веронезе, которые помогают слабовидящим и слепым людям познакомиться с творчеством великих венецианцев.
В этом году мы сделали важный новый шаг в направлении открытости музея и провели «Инклюзивный фестиваль», чтобы рассказать о наших возможностях максимально широко. За первую неделю в музее прошло 35 мероприятий, направленных на вовлечение людей с разными категориями инвалидности. Мы провели множество творческих занятий для посетителей с различными когнитивными особенностями, уроки жестового языка для всех желающих, организовали мастер-классы для музейных профессионалов о том, как рассказывать об искусстве тем или иным посетителям. В итальянском дворике музея был показан спектакль «Гамлет» на жестовом языке. В постановке принимали участие неслышащие актеры театра «Недослов». Их спектакли предназначены не только для глухих: это интересно смотреть и людям с обычным слухом. Я сама много раз была в этом театре: в их постановках пластика жестового языка используется как художественный прием, жест превращается в танец, в особый способ рассказа сюжета пьесы.
Фонд «Со-единение» представил предпремьерный показ спектакля «Живые картины» коллектива «Инклюзион». Наши гости увидели несколько этюдов, в которых при помощи человеческого тела кратко рассказывается история искусства. Профессиональные зрячие и незрячие танцоры передали при помощи пантомимы образы картин Матисса, Ренуара, «Черного квадрата» Малевича. Все эти мероприятия снова показали нам, что те, кто ограничен в своих физических возможностях, намного острее воспринимают искусство. У них свой, особый и очень яркий, «взгляд» на вещи. А для нас, зрячих, — это возможность переоценить свои собственные границы, потому что границы есть у каждого. Все мы чего-то не видим или не понимаем, иногда боясь себе в этом признаться. Иногда нам не хватает эрудиции, знаний или открытости, чтобы воспринять произведение искусства полностью. По сравнению с этими границами, физические ограничения кажутся условными.
Также в рамках фестиваля мы провели конференцию, посвященную инклюзивным программам и пригласили коллег из других музеев России. К нам приехали специалисты из Санкт-Петербурга, Калуги, Саратова, Перми, Ханты-Мансийска, Анадыри и многих других городов. Мы все делились своим опытом, поскольку не существует нормативов, которые бы регламентировали те или иные действия в отношении проектов для людей с инвалидностью. Каждый из нас сейчас проходит свой путь открытий: например, коллеги из Перми вырезают макеты из картона, наклеенного слоями, и раздают их слепым.
Мы прошли долгий путь в процессе поиска оптимального формата для тактильного восприятия, и пришли к выводу, что это должен быть высокий рельеф из специального гипсового состава. Мы пробовали разные форматы, но в итоге, вместе с нашими посетителями выбрали гипс. Поначалу мы делали большие модели, но там в габаритах терялось понимание композиции, и в итоге остановились на более компактном варианте, чтобы композицию можно было «осознать» при помощи рук.
Помимо этого у нас проходило огромное количество лекций и мастер-классов для детей с когнитивными особенностями. Они включали два этапа: сначала дети шли с преподавателем в музей, изучали какой-то конкретный сюжет, а потом отправлялись в мастерскую, где могли на этот сюжет своими руками сделать аппликацию, линогравюру, рисунок или акварель. Создать что-то свое — тоже очень важная часть процесса знакомства с искусством.
Видео: YouTube/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Помимо этого, в рамках фестиваля мы представили новый видеокурс из пятнадцати роликов по искусству Древнего мира и живописи Старых мастеров на жестовом языке. Этот видеокурс доступен бесплатно в открытом доступе на YouTube-канале музея. Этот курс можно использовать в качестве гида, когда оказываешься в музее. Вообще у нас регулярно проходят экскурсии на жестовом языке, а уже в эту пятницу, 6 октября, в ГМИИ стартует новый сезон фестиваля «Пятницы в Пушкинском». Этому проекту уже три года, но не так давно он стал инклюзивным и может предложить специальные мероприятия посетителям с особыми потребностями.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео