Выставку «Ван Гог. Живые полотна», еще до открытия наделавшая шуму, за полмесяца посетили более тысячи человек. Привез «ожившие» полотна великого голландца в Махачкалу молодой режиссер Магомед Казиев, известный также тем, что его короткометражный фильм «Кровь» был представлен на закрытом показе в Каннах. Однако не менее важен вклад Казиева в пластическое искусство, точнее, в его современную интерпретацию. Режиссер вместе с командой Люмьер-холл четыре года назад показал первую в стране мультимедийную выставку. «Живые полотна Ван Гога» первым увидел Санкт-Петербург, затем Москва. Привести выставку в Махачкалу Магомеда Казиева просили давно, и вот, по стечению обстоятельств, экспозиция добралась до столицы Дагестана. На вопрос, почему именно Ван Гог, Казиев отвечает, что у них есть выставка импрессионистов, но голландец выделяется среди них: «Ван Гог достоин отдельной выставки». После сорокаминутного путешествия в историю жизни и творчества художника в этом не остается сомнения. Более трехсот картин и зарисовок Ван Гога сменяют друг друга под гармонично подобранную музыку. Посетители могут узнать знакомые музыкальные классические композиции Антонио Вивальди, Рихарда Вагнера и услышать произведения современных композиторов, «поплавать» в лучах «Звездной ночи», завертеться в турбулентном потоке вихреватых мазков. С огромных экранов на зрителей смотрят бесчисленные автопортреты художника, знаменитые подсолнухи, задумчивый доктор Гаше с печалью в глазах, старик на пороге вечности, предчувствующий скорую кончину. На них же распускаются и цветут ветки миндаля, а черные вороны порхают над пшеничным полем. В арсенале команды Казиева мультимедийные выставки картин Ивана Айвазовского, Густава Климта, Сальвадора Дали и Николая Рериха. «Что-то из этого мы обязательно покажем в Махачкале», — говорит режиссер, хотя признается, что проведение подобных выставок рентабельно только в больших городах. Однако это не останавливает режиссера, привыкшего самостоятельно финансировать свои проекты. «Всё, что зарабатываю, вкладываю в творчество», — говорит Казиев. Магомед Казиев За разговором о симбиозе технологий и искусства с автором выставки речь заходит об искусственном интеллекте и нейросетях, которые семимильные шагами осваивают техники рисования великих художников. «Совершенно не предсказуемо, как будет развиваться искусство в будущем, потому что чуть ли не каждый день рождаются новые креативные вещи посредством развития технологий. Наша мультимедийная выставка – яркий тому пример. Сложно предсказать, что будет, но я думаю с развитием нейросетей, обычные люди получат возможность создавать шедевры», — считает режиссёр и добавляет, что когда-нибудь, возможно, и сами нейросети научатся писать шедевры. Когда-нибудь, когда лучше научаться понимать человека, а пока картины, созданные нейросетями, помогают аукционистам выручить крупные суммы денег – делать то, чего не удавалось Теодорусу Ван Гогу – брату Винсента. Но не за них музеи готовы спорить до хрипоты, и не перед ними замирают даже искушенные критики. Выставка в Махачкале будет представлена до 1 ноября, но организаторы готовы продлить выставку при наличии запросов. Запросы есть, и есть восторженные отзывы, которыми не прекращают делиться посетители. В этом плане Махачкала превзошла все остальные города. «Ван Гог. Живые полотна» – это история непризнанного гения. За всю свою жизнь Ван Гогу удалось продать только одну картину, а сегодня его называют одним из самых дорогих художников. Неужели гений может добиться признания только после смерти? Что мешало современникам разглядеть ту силу искусства, бросающуюся в душу с первого взгляда на картины. Над этим вопросом и многими другими, размышляют посетители выставки, усевшись в мягких пуфиках, и устремившись в бездонную синеву звездного неба.

Ван Гог жив
© Mirmol.ru