7 главных выставок ноября

Наступил ноябрь — значит, пора выяснять выставочные планы музеев и галерей на этот месяц. Эль Лисицкий в Третьяковке на Крымском Валу, Казимир Малевич на ВДНХ, Лев Рубинштейн в Музее Москвы, масштабное исследование феномена страха в галерее «На Солянке».

7 главных выставок ноября
© mos.ru

Несколько важных выставок в этом месяце закрываются — не пропустите их. До 12 ноября в «Мультимедиа-арт-музее» гостит «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа (не забудьте пройти регистрацию перед посещением). 19 ноября закончит работу хулиганская и страшно веселая выставка «Театр начинается с палки» в «Новом крыле» Дома Гоголя. И если вы не посетили Московскую биеннале современного искусства в Новой Третьяковке, то сейчас самое время. Кстати, 4 ноября, во время акции «Ночь искусств» Государственная Третьяковская галерея и все ее филиалы работают бесплатно.

«Шон Скалли. Лицом на Восток»

Место: «Мультимедиа-арт-музей» (Остоженка, дом 16)

Даты: 3 ноября — 10 декабря

Возрастное ограничение: 0+

Шон Скалли — один из главных современных абстракционистов, входящий, по словам легендарного арт-критика Артура Данто, в «кратчайший из кратких списков ведущих художников нашей эпохи». Работы Скалли хранятся в коллекциях таких музеев, как нью-йоркские МоМА и Музей Соломона Гуггенхайма, а также лондонская галерея Тейт.

Более полувека он пишет маслом полотна, состоящие из колористических блоков. Его работы подчинены строгой системе, выстроенной художником на основе пластических традиций начала ХХ века и современных философских течений. Находят в них отражение и личные переживания: например, путешествие в Марокко, предпринятое Скалли в конце 1960-х, привнесло в его картины яркие жизнерадостные краски и народные мотивы, а трагическая гибель сына в 1983 году ознаменовала начало периода приглушенных оттенков.

На выставке в «Мультимедиа-арт-музее», подготовленной совместно с берлинской Kewenig Galerie, будут представлены работы с 1967 года до наших дней — от одиночных фигур до сложносочиненных композиций. Работы Скалли проведут в Москве чуть больше месяца, а в декабре «Лицом на Восток» отправится в Русский музей в Санкт-Петербурге.

«Алексей Беляев-Гинтовт. Х»

Место: Московский музей современного искусства (Петровка, дом 25)

Даты: 8 ноября — 3 декабря

Возрастное ограничение: 0+

Один из главных мечтателей современной российской художественной сцены неоклассик Алексей Беляев-Гинтовт, смотрящий в будущее страны из ее советского прошлого, подводит промежуточные итоги работы за последние 10 лет на выставке «Х» в ММОМА на Петровке. В экспозицию вошли как знаковые работы вроде «Родины-дочери» (2007), «Русского леса» (2006) и «Парада Победы» (2010), так и ранее не выставлявшийся проект «Глубина» (2011), концептуальная графика и предметы, созданные для масштабного видео «Календарь пресвитера Иоанна» о вымышленном правителе христианского государства в Центральной Азии, над которым Беляев-Гинтовт работает с 2015 года по сегодняшний день.

«Эль Лисицкий. El Lissitzky»

Место: Новая Третьяковка (Крымский Вал, дом 10); Еврейский музей и центр толерантности (улица Образцова, дом 11, строение 1а)

Даты: 15 ноября 2017-го — 18 февраля 2018 года (Новая Третьяковка); 16 ноября 2017-го — 18 февраля 2018 года (Еврейский музей и центр толерантности)

Возрастное ограничение: 0+

Поклонники советского авангарда начали ждать это событие еще в январе, когда Третьяковка объявила о своих планах представить масштабную выставку легендарного Эль Лисицкого. Это имя, точнее псевдоним, придуманный Лазарем Лисицким во времена преподавания во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, называют одним из первых, говоря о последователях Казимира Малевича. Лисицкий — автор, пожалуй, самого известного супрематического плаката «Клином красным бей белых!» (1920), кроме того, он способствовал переносу супрематизма в архитектуру. Впрочем, почти все его идеи вроде горизонтальных небоскребов остались на бумаге. Единственный реализованный архитектурный проект Эль Лисицкого находится в Москве — это здание типографии журнала «Огонек» в 1-м Самотечном переулке.

Выставки «Эль Лисицкий. El Lissitzky» одновременно пройдут в Третьяковке и Еврейском музее. Они представят живопись Лисицкого, его книжную графику, архитектурные проекты и фотографии из коллекций Государственной Третьяковской галереи и РГАЛИ. В Еврейском музее представят работы раннего, доавангардного периода, в Третьяковке можно будет увидеть архитектурные разработки, фотоколлажи и проекты выставочного дизайна.

«Казимир Малевич. Не только “Черный квадрат”»

Место: ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница» (проспект Мира, дом 123б)

Даты: 24 ноября 2017-го — 25 февраля 2018 года

Возрастное ограничение: 0+

Выставка основателя супрематизма Казимира Малевича тоже откроется в ноябре. Ее название «Не только “Черный квадрат”» сообщает об амбициозном намерении организаторов сломать главный стереотип о художнике и представить менее известные, заслоненные «Черным квадратом» работы. Экспозиция представит все этапы творчества Малевича — от ранних произведений 1900-х годов до футуристических опытов 1910-х, от супрематических композиций 1920-х до портретов 1930-х, когда художник вернулся к фигуративному искусству.

«Черный квадрат», конечно, на выставке тоже появится. Одним из центральных сюжетов станет футуристическая опера «Победа над Солнцем» (1913), для которой Малевич создал свое самое известное произведение. На ВДНХ будут представлены эскизы декораций и костюмов к этой опере.

Также среди экспонатов беспредметные композиции, представленные Малевичем на «Последней футуристической выставке картин “0,10”», малоизвестные гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского художественного театра», а также «патриотический лубок», плакаты и открытки, созданные в начале Первой мировой войны вместе с Владимиром Маяковским.

«В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна»

Место: Музей Москвы (Зубовский бульвар, дом 2)

Даты: до 26 ноября

Возрастное ограничение: 0+

Строго говоря, эта выставка началась в конце октября, но увидеть ее можно будет в течение почти всего ноября, поэтому смело заносим ее в список.

Лев Рубинштейн — одна из ключевых фигур московского концептуализма, поэт, эссеист, литературный критик, в этом году отметивший 70-летний юбилей. В конце 1970-х поэт, тогда работавший в библиотеке, придумал записывать стихи на каталожных карточках. Так родились легендарные «картотеки» Рубинштейна — отдельный жанр искусства, соединяющий в себе изобразительные, вербальные и перформативные практики, по карточкам Лев Семенович читает стихи во время выступлений.

Помимо карточек, на выставке в Музее Москвы представлены видеоработы Рубинштейна из коллекции Государственного центра современного искусства, а также работы художников-соратников — реди-мейды Дмитрия Пригова, шелкография Ильи Кабакова, карандашные эскизы Эрика Булатова, фотосвидетельства акций Андрея Монастырского, графика Владимира Мартынова, рисунки Ольги Флоренской, инсталляции Ирины Наховой и графика на фарфоре Гриши Брускина.

Кроме того, в экспозицию вошли личные вещи Льва Рубинштейна, а также предметы из коллекции Музея Москвы, типичные для времени, в котором складывалась его поэтическая манера.

«Боюсь»

Место: Государственная галерея «На Солянке» (Солянка, 1/2, строение 2)

Даты: 9 ноября — 10 декабря

Возрастное ограничение: 12+

Выставочный проект «Боюсь» — это масштабное исследование страхов, выполненное шестнадцатью современными художниками. Проект родился как ответ творчеству екатеринбургской музыкальной группы «4 позиции Бруно», работающей с мотивами ужасного. По форме выставка «Боюсь» похожа на проект «Верю!» Олега Кулика, в 2007 году объединившей в Московском музее современного искусства работы 50 художников на тему веры и религии.

Участники «Боюсь» (Дмитрий Булныгин, Александр Образумов, Мария Сумнина, «Провмыза», Диана Мачулина, Ольга Цветкова, Ольга Божко, Анна Ротаенко, Сергей Братков, Михаил Максимов, Антонина Баевер, Мария Колина-Перес, Сергей Потеряев, Дарья Бралкова, Янина Болдырева и Селин Берже) собирают документальные, литературные и художественные свидетельства страха в фольклоре, черно-белых фотографиях, интерьерах, чужих воспоминаниях и ищут пути избавления от него.

«Новая квартира»

Место: Музей Вадима Сидура (Новогиреевская улица, дом 37а)

Даты: 18 ноября — 7 января 2018

Возрастное ограничение: 12+

Пожалуй, самая семейная выставка открывается в этом месяце в Музее Вадима Сидура. «Новая квартира» представляет работы двух известных архитектурных фотографов, отца и сына Игоря и Юрия Пальминых. В центре внимания обоих — квартира в новом многоквартирном доме на границе районов Новогиреево и Вешняки, в которую семья Пальминых переехала в 1970-х и в которой Пальмин-старший продолжает жить до сих пор.

Блочная многоэтажка в работах отца и сына из типового жилья превращается в место силы, точку отсчета личной истории и позицию, с которой оба наблюдают за изменением окружающего ландшафта. Фотографии отца и сына дополняют друг друга: если Юрий Пальмин сконцентрирован на фиксации интерьера родительской квартиры и поиске баланса между частным и общественным в многоквартирном доме, то его отец смотрит из окна: Игорь Пальмин заснял процесс превращения бывшей деревни в новый жилой район.