«Золото партии» во МХАТе им. Горького

В этот МХАТ как-то немыслимо ходить не при параде: с давних времен в нем сохранилась некая приятная театральная строгость.

«Золото партии» во МХАТе им. Горького
© Вечерняя Москва

Сюда ходят на классику, тут «живут» Островский и Чехов, Горький и Кальдерон, тут детям по-прежнему «прививают» и Метерлинка. К современным авторам МХАТ имени Горького относится избирательно и строго, пробует их вещи на вкус осторожно и поднимает занавес лишь для тех произведений, в качестве которых не сомневается. Мхатовский принцип жизни – поступать так, чтобы не краснеть, оттого и театральные пробы его ювелирны и аккуратны, а поиски новых ходов тут не принято подменять вульгарной разухабистостью.

Юрий Поляков мхатовские пробы давно прошел, театр поставил уже несколько его пьес, а к столетию революции подготовил сюрприз, «выпустив» на сцену «Золото партии» - еще одну пьесу Полякова, жанрово обозначенную в книге как «семейная комедия». Выпустил день в день, к революционной дате, не вступая в соперничество с распиаренными и нашумевшими телепроектами, просто и изящно «внеся свою лепту» в обсуждение столетнего юбилея события, перекроившего жизнь огромной страны.

К тому же, во МХАТе нынче идет 120-й сезон, так что это был подарок и самим себе. (Видите, как минимум еще один повод для посещения театра обозначился – сходите непременно!)

Комедия ли это? Да, конечно. Зал хохочет, разбирая текст на цитаты. Взрывается аплодисментами, довольно фыркает в такт показанному, боясь пропустить очередную забавную реплику. Любопытно видеть и смешение классических декораций и кинохроники давно минувшего, заплетенных в день сегодняшний – это только начало действу было положено давным-давно, при том самом броневичке и революционных матросах, продолжается-то все сегодня, рядышком, на Рублевке.

Наблюдение точное, и объяснение ему дать несложно. Каков состав – таков и смех. Старик-колясочник, «всесоюзный пенсионер», жизнелюб и охранник советского строя Петр Лукич для одних будет просто понятен, для других – щемяще узнаваем, для третьих, зрителей помоложе, – незнаком совершенно, но интересен как объект изучения. Ну а автор этих строк хохотала над его эскападами, пока не начала вдруг узнавать в нем тех друзей собственного деда, что приходили когда-то в гости, устраивая яркие, незабываемые вечера.

И бандиты, что подвезли до родимого дома батюшку Василия, молитвой попросившего о примирении одинцовских и солнцевских бандюганов, вдруг занесли в зал ветерок из 90-х. А гарная дивчина Ксана, она же Оксана Сметанка (манкая, в жовто-блокитной кофточке, потерявшая не пойми ради чьих интересов любимого обаяшка в исполнении И. Архиповой), – как бы ни хотела казаться примитивной, внутренне многослойна настолько же, насколько «рельефна» внешне. И все это - герои одной большой комедии нашего времени, куда более широкоформатной, чем комедия семейная. Но это, пожалуй, единственное, в чем Поляков невольно не был точен.

А что же золото партии, спросите вы? Оно было, конечно. Прямо под руками, а то и в руках. Но не спрашивайте – где. Надеюсь, увидите, когда придете на спектакль.