Ещё

Почему Россия порождает и уничтожает радикальное искусство 

Почему Россия порождает и уничтожает радикальное искусство
Фото: ИноСМИ
Художники всегда занимали в российском обществе особое место. Мой отец, драматург , был хорошо известен в 1970-е годы, а  когда-то произнес в его адрес хвалебные слова, назвав отцом перестройки, движения за реформу в . В то время театр менял представления целого поколения.
В период гласности («открытости») в середине 1980-х годов ограничения в отношении запрещенных книг были ослаблены. Эта ставшая доступной новая литература позволила людям давать оценку обществу, используя те способы и формы, которые до этого подавлялись коммунистической пропагандой.
Возвращение великого писателя из эмиграции в 1994 году стало символом новой эпохи. Но к этому времени ту функцию, которую раньше выполняли театр и литература, взяла на себя рок-музыка. Путь в новый открытый мир проложило творчество таких рок-групп, как «Машина времени», («Аквариум») и «ДДТ». Вся страна знала слова песни, написанные солистом группы «Кино» : «Перемен требуют наши сердца».
Сейчас в России современное искусство является катализатором общественных дебатов, а провокационные выступления оказались наиболее эффективным средством влияния на общественное мнение. Художники держат руку на пульсе и внимательно следят за стремительными изменениями, происходящими в российском обществе.
Новая диверсия
До 2012 года многие из нас считали, что после краха коммунизма Россия будет развиваться как демократическая страна. Власти поддерживали — на словах — европейские ценностям, но после переизбрания Путина в 2012 году российская неразвитая демократия превратилась в типичную автократию.
Российское государство перестало притворяться западным, чиновники больше не пытались скрывать те богатства, которые они накопили в результате коррупции, а средства массовой информации все чаще стали воспринимать как инструмент государственной пропаганды. Суды стали не судебными органами, а карательными, при этом политическое несогласие стали рассматривать как преступление.
В этих условиях даже самых политически активных представителей российского общества охватило уныние и безразличие. В конце концов, как это часто можно услышать в России, «сделать мы ничего не можем».
Всего за две недели до переизбрания Путина группа Pussy Riot выступила со своей пронзительной молитвой «Богородица, Путина прогони!». После того, как эта панк-молитва прозвучала в крупнейшем московском соборе, православном храме , новость об этом необычном протесте разлетелась повсюду, и видеоролик, выложенный в интернете, посмотрели миллионы людей. Когда группа была впоследствии арестована по обвинению в хулиганстве, началась эпическая сага с почти ежедневными сюжетами: «Pussy Riot против Путина».
Группа Pussy Riot оказалась антипутинской во всем. Он — мужчина, а ее участницы — женщины. Он старый, а они молодые; он «серый», а они яркие. Он богат, а у них ничего нет. Он сидит в Кремле, а они — в тюрьме.
Суд над Pussy Riot и приговор к тюремному заключению двух ее участниц привлекли внимание всего мира к кажущейся необъективной российской судебной системе. А то, как обошлись с участницами группы, показывает, какая судьба выпадает на долю многих политических заключенных: Международная назвала решение суда «тяжелым ударом по свободе в России».
Потом появился . В отличие от открытого и резкого протеста Pussy Riot он демонстрировал силу слабых. Власти ничего не могли у него отнять, потому что ему было нечего терять.
Его акции, имеющие отношение к политике, зачастую являются проявлениями членовредительства. Он зашивал себе рот («Шов», 2012) и обматывался колючей проволокой («Туша», 2013). Он отрезал себе мочку уха «Отделение», 2014) и прибивал свою мошонку к брусчатке на Красной площади («Фиксация», 2013).
Хотя его неоднократно арестовывали и подвергали психиатрической экспертизе, власти вряд ли могут сделать с ним что-нибудь еще. В конце концов, чем тюрьма может грозить человеку, который совершает над собой такое насилие?
С помощью Павленского общество увидело, как один человек может противостоять государственной машине насилия. В свою очередь появилась надежда, что такие люди, как он, помогут стране открыть новую главу своей истории и выйти из сегодняшнего застоя.
Художественное пробуждение
В результате того, что Россия докатилась до авторитаризма, началось закручивание гаек. Преследовать начали за все — от поддержки гомосексуализма и оскорбления чувств православных до критики властей.
В 2013 году, когда я был директором Пермского музея современного искусства, мы выставили у себя работы сибирского художника Василия Слонова Welcome! Sochi 2014 («Добро пожаловать! Сочи 2014»). В них автор высмеивал зимние Олимпийские игры 2014 года. Власти выставку закрыли, а меня уволили из музея. Два года спустя мою галерею выселили из московского Центра современного искусства после проведения выстави по сбору средств для политзаключенных, протестовавших против переизбрания Путина в 2012 году.
Но в результате сопротивления таким ограничениям появилась еще одна важная художественная стратегия. Сибирский художник , используя язык искусства, выражает протест против централизации власти. Он создал сепаратистское сибирское государство из своего собственного дома (который он называет Беднотауном), в котором имеются многие отличительные черты реальной страны: герб, флаг, почтовая марка и валюта. Как-то раз, когда меня допрашивали в полицейском участке, я видел там фотографии работ Муратова, но пока ему удается избежать ареста и тюремного заключения — скорее всего, потому, что его сепаратистские настроения ограничиваются искусством.
Сегодняшняя российская власть — подобно большевикам после Октябрьской революции 100 лет назад — пытается заставить искусство служить государству и продвигать идеологию правительства. Однако этому делу охотно служат только самые несостоятельные в профессиональном отношении художники.
Художественное сообщество в целом редко сходится во мнении с государством. Возможно, этот конфликт не всегда принимает крайние формы, но он существует благодаря прописной истине: художники всегда будут стремиться быть открытыми для мира, смотреть в будущее и видеть в нем свое место. Путинская власть в отличие от этого характеризуется изоляционистской риторикой и русским национализмом, обращением к прошлому в поисках былой славы.
Возможно, из-за этого у русского народа растет чувство отчуждения. В художественном сообществе более отчетливо, чем где бы то ни было, можно заметить появление признаков новой России.
Видео дня. Вещи, о которых грезили советские женщины
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео