В Художественном музее открылась выставка одного из главных художников эпохи русского авангарда Павла Филонова

На выставку "Павел Филонов" нужно прийти не один раз. Первая же его картина затягивает зрителя, и он не понимает, что всматривается в сюжет уже минут десять. К картине нужно сначала подойти близко, чтобы разглядеть каждый момент, потом отойти и постараться воспринять ее целостно. Филонов, следуя своим живописным манифестам, писал не форму и образы, а представлял души объектов. Он писал атомы, из которых складывается объект — воссоздавалась мозаика природы. Благодаря такой манере письма его картины получают энергию жизни, и кажется, что его работы дышат и способны на движение. Сейчас его имя пишут через запятую рядом с иконами русского авангарда — Казимиром Малевичем и Василием Кандинским. Нельзя сказать, что Филонов был в большой дружбе с Малевичем. Он перешагнул его идеи "черного квадрата" и постарался реабилитировать искусство, доказать, что в нем еще есть метафизическое очарование. Эту метафизику он пытался с научной скрупулезностью передать в своих картинах — многие зрители обратят внимание на серию работ, где в названии фигурирует слово "формула". Каждое прикосновение художника к холсту — "единица действия", что создает картины "Формулу буржуазии" и "Формулу интервенции". К выставке в Самарском художественном музее кураторы отнеслись, как всегда, очень ответственно, постарались максимально просто и подробно рассказать о творческой судьбе Павла Филонова и помочь зрителю, даже не готовому к авангардной живописи, прочитать картины художника. Поэтому рядом со многими произведениями Филонова можно увидеть поясняющие записки с текстами его исследователей. На отдельных стендах представлены выдержки из дневников художника и комментариев его современников. Для тех, кто хотел максимально погрузиться в тему, в день открытия выставки, 30 ноября, показали фильм "Больше, чем любовь". Картины Павла Филонова — это предзнаменование своего времени. Всматриваясь в суть вещей, он видел намного больше, чем его современники. Возможно, за эту правду и был подвержен травле и клейму противника социальной утопии. Его работы, далекие от деспотического социального реализма, называли "филоновщиной". Этот дар провидения стал актуальным лишь во времена уже разваливающейся советской идеологии. На выставке в Самаре нет портрета Сталина, написанного художником в 1936 году. Но он — символ его таланта видеть суть происходящего. Наверное, не найдется лучшего высказывания о той исторической эпохе, чем этот портрет. Зато в Самаре есть более тонкие и сложные по своему высказыванию картины — "Животные" и эскиз к "Пиру королей". Филонов, видевший в городе индустриальный кошмар и постоянно обращающийся к библейским мотивам, актуален и сегодня. Он не был рупором политических идей и лишь провозглашал свою художественную концепцию аналитического искусства. Создавал картины не как лозунги, а как отклик собственной души на происходящее. В экспозиции, представленной в Самаре, есть эскиз к одной из главных его картин "Пир королей". Большой друг Филонова поэт Велимир Хлебников говорил о ней "Пир трупов, пир мести". Эскиз, конечно, не дает представления о мрачной и тяжелой атмосфере самой картины, написанной в 1913 г., ставшей не только предвестницей страшных событий Первой мировой войны, но и, как оказалось, Гражданской войны в России. Как гласит одна из легенд, именно под ней в своей мастерской умер художник в 1941 г. в блокадном Ленинграде. "Нам очень повезло, что мы смогли привезти в наш музей работы Павла Филонова, — сказала на открытии директор Самарского художественного музея Галина Рябчук. — Его творчество еще не так хорошо изучено и только-только выходит к широкому зрителю". Поздравить с тем, что в Самаре открылась столь значимая выставка, приехала и заведующая методическим отделом Русского музея и исследователь творчества Павла Филонова Елена Станкевич. В 2017 г. два значимых арт-события региона прошли благодаря дружбе музеев — выставки "Карл Брюллов" в начале года и "Павел Филонов" в конце года. Увидеть уникальные работы Павла Филонова в Самаре можно до 18 февраля. 8 января 2018 г. исполнится 135 лет со дня рождения художника, и по такому случаю Художественный музей уже анонсировал сюрприз для зрителей.