Храм искусств. Чем сегодня живёт знаменитая Академия художеств

Кто не знает этого величественного здания на Васильевском острове близ Благовещенского моста?! Отворив его массивную дверь, ещё помнящую великих мастеров прошлого, можно оказаться в истинном Храме искусств - Академии художеств. Она не намного моложе Петербурга: решение об её учреждении было принято в 1757 году императрицей Елизаветой Петровной. Эта дата считается днём рождения уникального в своём роде учебного и научного заведения, подарившего не только своей стране, но всему миру целую плеяду великолепных живописцев, скульпторов, зодчих. Тайна старого «циркуля» Первое, что видишь, переступая порог, это изгибы двух лестниц, слева и справа от входа, со стёртыми ступенями, ведущими наверх. Лестницы эти, как крылья, - чем выше по ним поднимаешься, тем ближе к солнцу. Буквально: уже с последними ступеньками открывается вид на широкую светлую залу-площадку с резными дверями со всех сторон. Какую открыть? Решила довериться искусствоведу, заместителю директора Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств Веронике Богдан. Она здесь с 1976 года, знает всех и вся. Вероника Трояновна ведёт меня в «Академический музеум», расположенный на втором этаже «циркуля». Так называют здесь анфиладу помещений, опоясывающих идеально круглый Большой внутренний двор с памятником «крёстному отцу» учреждения графу Шувалову. Говорят, в диаметре данный двор в точности повторяет размер купола знаменитого римского собора Святого Петра. «По циркулю» расположена в череде залов и постоянная экспозиция, посвящённая истории учреждения и его уникальному собранию картин и скульптур. Иван Шувалов положил начало собранию, подарив своему новорождённому детищу 100 картин, эстампов и скульптур из личной коллекции - образцы работ лучших европейских художников ХVI-ХVIII веков. Развешаны картины были некогда в учебных аудиториях, коридорах, вдоль лестничных пролётов «в просветительских целях и для обретения учениками художественного опыта». Ну и, конечно, чтобы «радовать глаз». Примеру последовали и другие знатные коллекционеры. Со временем подобные дары стали традицией, которой посчитал своим долгом следовать также царский двор. Уже к концу первой четверти ХIХ века собрание живописи в Императорской академии художеств по ценности и количеству полотен лишь немногим уступало Эрмитажу. Николай Первый передаёт сюда полотна преимущественно отечественных художников, задумав создать Русский музей. Он же устраивает, говоря современным языком, учебные аудитории, «насыщая» их слепками с античных классических скульптур для копирования студентами. Среди полотен, заполняющих сегодня залы, а это подлинники Брюллова, Поленова, Репина, Александра Иванова, многих других, ищу «шуваловские». Вероника Трояновна обращает моё внимание на небольшую картину итальянца Андреа Челести «Избиение младенцев» - единственная на сегодня работа из коллекции просвещённого графа, вернувшаяся в академический музей после революционных событий 1917 г. Классику - уничтожить! Революцию Академия художеств пережила также тяжело. Её в какой-то момент решили закрыть, а все музейное собрание попросту выбросить на свалку. Ведь в «новую жизнь», которую предстояло строить, оно не вписывалось. «Подыграли» и входившие в ту пору в силу футуристы, считавшие, что классическое наследие устарело, его надо уничтожить. Попытку спасти коллекцию предпринял барон (и коммунист!) Эдуард Эссен, бывший недолгое время директором. Но его быстро сняли с должности, а картины и скульптуры стали вывозить - что-то в другие собрания и города, что-то - в начальственные кабинеты или к себе домой. - Мы не одно десятилетие пытаемся восстановить, хотя бы частично, живописную коллекцию графа Шувалова, - рассказывает Вероника Богдан. - Но дело усложняется тем, что при изъятии картин и скульптур в революционные и следующие за ними годы оформление соответствующих документов почти не велось. Где искать - не всегда понятно. Схожая ситуация с собранием Кушелева-Безбородко. В 1862 году тот подарил Академии 466 картин. Из них у нас осталось всего десять. И то во многом благодаря тому, что спрятаны они были в одной из кладовых фонда, забитой, как посчитали революционеры, «разной рухлядью». Всего в «Академическом музеуме» сейчас порядка 150 полотен, эстампов, скульптур. Репин, экорше! По анфиладе выставочных залов раньше можно было выйти прямиком к учебным классам и мастерским. Сейчас ровно на полпути упираешься в закрытую дверь. Ремонт. Так что приходится возвращаться. Спускаемся на первый этаж. Проходим мимо главного входа под лестницы-крылья и оказываемся в длинной узкой галерее с высоким потолком и большими окнами. Их в историческом здании целая сеть! С непривычки сориентироваться непросто. Вероника Богдан задаёт направление, ведя меня к раритетному, можно сказать, классу - анатомическому. В нём идёт занятие, но мне разрешают зайти. Класс впечатляет: одни экорше чего стоят! Это слово буквально означает «сдирать кожу». В данном же случае речь идёт об учебном пособии в виде гипсового изображения фигуры человека с обнажёнными мышцами, связками, сухожилиями, костями. Доскональное изучение такой «фигуры» готовит будущих художников к работе с обнажённой натурой. - Я тоже, когда впервые вошёл сюда два года назад, долго не мог оторвать глаз от всех этих статуй и бюстов. Впечатляет, правда? - заметил мой интерес к необычной «обстановке» второкурсник Максим. - Моя мечта - стать хорошим пейзажистом, но пока учусь, пробую себя в разных жанрах. Эта аудитория дошла до наших времён с середины ХIХ века практически без изменений: высокий подиум для многочисленных экорше, справа и слева от него - стеллажи с дополнительными пособиями, амфитеатром уходящие назад и вверх места для слушателей. Эти стены наверняка ещё помнят Репина, проводившего в студенческой «анатомичке», по воспоминаниям его современников, «сутки напролёт». Раритет, ещё раритет... Деятельность Императорской академии трёх знатнейших художеств не ограничивалась одним только образованием. Под одной крышей исторического здания, построенного в 1764 г. по проекту Валлен-Деламота и Александра Кокоринова, и сегодня находятся, помимо музея, также архив, библиотека. Основу книжного собрания заложил всё тот же граф Шувалов. Дарили книги многие представители знатных российских родов, и не только об искусстве. По счастью, в годы революционной смуты столетней давности библиотека пострадала не так масштабно, как художественное собрание. Видимо, просто руки у экспроприаторов не дошли до неё. Или не считали книги ценностью, ведь большинство были безграмотны. Сейчас библиотека занимает помещение бывшей галереи Кушелева-Безбородко на втором этаже «циркуля». Несколько её раритетов выставлены в эти дни в парадном Рафаэлевском зале. Из документов представлен подлинник Указа Екатерины Второй о даровании Академии художеств «привилегии и Устава». Рафаэлевский зал оформляли позже других, в ХIХ веке. Когда-то в нём заседал Совет академии, незадолго до октября 1917-го перебравшийся в круглый Екатерининский. А с советских времён здесь проводятся выставки. Нынешняя посвящена 260-летнему юбилею. Среди множества экспонатов несомненный приоритет на уникальность у отреставрированной модели здания Академии. Именно она, как считают специалисты, является «единственным наиболее полным воплощением авторского замысла и выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства ХVIII века». Если бы замысел был воплощён в жизнь так, как задумывался, судя по модели, быть бы нашей Академии художеств на Васильевском острове восьмым чудом света. Впрочем, и без этого титула она славится на весь мир - как архитектурой своего исторического здания, так и выпускниками.