«Каморка» юбилейную «капустку» засолила на сцене

«Опоздали» на репетицию, спектакль превратили в капустник для своих. Театр-студия в честь 15-летия устроил хаос на сцене и в зале, вызвав кипучую реакцию зрителей – хохот до слёз и бурные аплодисменты под занавес. Когда от человека ждут свершений, он собирается или того хуже – напрягается. Актеры салехардского театра, напротив, расслабились. В честь юбилея вышли на сцену в домашнем – провели экскурсию по закулисью. Рассказали, чем живут на сцене и на репетициях. – Почему площадка до сих пор не готова?! – громом над сценой гремит голос режиссера Ирины Фатеевой. – Готовимся к следующему занятию. Что ж это такое! Никого не соберешь! О, этот вечный обзвон. Алло! Сережа, ты где? – Сейчас я только дом дострою и прибегу, – раздается на другом конце провода, а по залу тем временем проходит тихий смешок. Громко смеяться опасно – режиссер-то закипает: – Люся, а ты где? – набрав следующий номер, уточняет Ирина Фатеева. Начало фразы опаздывающей актрисы успокаивает, но не ее концовка: – Да, подхожу уже. Дверь открываю, вот сейчас еще десять заказов развезу и к вам. Выйти на сцену с такими историями актерам помог не анекдот, а самоирония. Есть такой грешок: собраться тяжело, но разойтись после еще сложнее. Каждый из артистов «Каморки» пришел в театр своей дорогой. Кто-то случайно заглянул на огонек и остался, кого-то привел старший друг. Но первых артистов за кулисы заманила «бегущая строчка». – Вообще я прочитала объявление. Решила, была-не была! Пойду. Я еще в школе была активной, после не хватало, а тут «Каморка», – вспоминает Олеся Ласточкина. – Люди вышивают, корабли мастерят, а мы здесь отдыхаем. – Всё, уходит, как поспал и проснулся другим, – подхватывает Максим Крячко. – Мой любимый спектакль – «От судьбы не убежишь», где мы на шпагах дрались. Очень эпически получилось. В один спектакль артисты собрали не просто лучшее, а практически всё, что за эти годы сыграли на сцене. Чтобы за час пятьдесят прогнать весь репертуар, пошли на уловки. Например, большие постановки «замерли» – актеры проехались на театральном круге, чтобы зритель успел их вспомнить. Здесь, как в детской игре «Море волнуется раз» позы морских фигур приняли герои постановок – «Дети войны», «От судьбы не убежишь», «В стране Дождевании», сказок и других спектаклей. Но на первый план вышли миниатюры-ветераны, в которых герои не только провели на театральную кухню, но и показали, как зрительный зал выглядит со сцены. В процессе театрализованной экскурсии актеры вспомнили «Детские игры для взрослых». Именно этот спектакль лег в основу бенефиса. – Это наши самые первые миниатюры, с которых мы начинали. Они до сих пор актуальны, – говорит Ирина Фатеева, режиссер театра-студии «Каморка». – Многое изменилось, например, появились телефоны, а темы остались. Теперь в зале звонят смартфоны, у памятников не только встречаются, но и делают селфи, а в маршрутках всё также тесно. Да, наши «любители» знают, как приковать к себе внимание: вылупились в зал и любя посмеялись над нами и нашим несовершенством, как зрителей. Было немного неловко узнавать себя в героях «Мертвых душ», но полезно. Телефоны запрятали поглубже, чтобы не жужжали, за мусор «подрались» с соседями. В этом году у бессменного руководителя Ирины Фатеевой тройной юбилей. И 15 лет «Каморки» самая скромная по размаху дата. Двадцать пять лет режиссерской работы и тридцать – на сцене. – В планах – удивлять. 15 лет для любительского театра – зрелая середина. Переводя на человеческий возраст – лет тридцать, – уточняет Ирина Фатеева. – Когда впереди еще много работы, но за плечами уже есть опыт. И младшая группа, и старшая хотят новых пьес. Поэтому будут новые постановки. Этот театр в Салехарде любят и ценят. Сюда идут не на ведущих актеров, а на «Каморку». И не было еще такой встречи, чтобы зритель не пришел. Напротив, каждый раз актеры выходят на сцену с опозданием, потому что в зале устанавливают дополнительные кресла в проходах. В «Каморке» нет обученных актеров, но от этого их образы не менее яркие и острые. Ее от профессиональных трупп отличает особенная атмосфера, наполнить зал которой может только народный театр искренности. РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ Рассчитать успех помогает бухгалтерия Виктория Саган, актриса театра-студии «Каморка»: – Мне было лет 15, когда я увидела по телевизору бегущую строчку о наборе в «Каморку». Мы тогда почти всем классом пришли на прослушивание. Мне нравится быть на сцене. Аплодисменты люблю, – признается собеседница. – Учиться в театральный вуз не пошла. Отучилась на бухгалтера, а театр остался для души. Хорошо помню свой первый детский спектакль – «Заоблачный замок». Мы в нем боролись со злом. А вот мой первый взрослый спектакль – «Семья вурдалака». Играла наркоманку, и это было для меня очень сложно. У меня нет вредных привычек, поэтому было сложно понять, что чувствует человек под допингом, что он вообще чувствует. Перешерстила весь Интернет в поисках информации о том, как ведут себя люди под «кайфом». Меня, честно, тошнило от увиденного. Пыталась прочувствовать это состояние. Получилось.

«Каморка» юбилейную «капустку» засолила на сцене
© Красный Север