Старая вера Причудья: резные иконы и графика Павла Варунина

Таллинн, 10 дек — Sputnik Эстония, Ирина Тихомирова. В экспозицию включены резные иконы, а также лубки на сакральные и бытовые темы. Фрагмент экспозиции\: резные иконы Иконы, выполненные в дереве, трудно назвать распространенным в наши дни явлением. Однако, по словам Павла Варунина, такие иконы — исконно русский православный тип сакральных канонических изображений. Он был изгнан в свое время: деревянные иконы сжигались или выбрасывались. Резная православная икона — это объемное барельефное изображение. Теплота дерева, столь оцененная на Руси, органично сливается с со стилистикой образов, передает положительную энергетику, — всем известно, насколько живыми и теплыми могут быть изделия из дерева. Выставка открылась после обязательных слов приветствия и приглашения к столу в традиционном русском стиле: угощали исключительно чаем, предлагались баранки, пряники, янтарный медок, вареный сахар — деликатес староверов, соленые огурчики, черный хлебушек. От коллег из Эстонского музея под открытым небом, с которым Таллиннский русский музей поддерживает тесные профессиональные связи, прибыли постные пирожки с луком и грибами, — только что из печи хутора старовера из Причудья. Вернисаж по-русски Присутствие на открытии выставки Эйнике Соовяли, посланницы музея под открытым небом в Рокка-ал — Маре, которая, как Красная шапочка, и прибыла с пирожками, было совершенно не случайным: она является куратором этнографического хутора старовера из Причудья, воссозданного музеем, в организации и устройстве которого принял как эксперт самое непосредственное участие Павел Варунин. Эйнике Соовяли, сотрудник Эстонского музея под открытым небом По словам Соовяли, выставка резных икон и лубков этого мастера уже проходила в Эстонском музее под открытым небом и была одной из самых популярных и посещаемых из тех, которые там когда-либо устраивали. Фрагмент экспозиции\: коллекция лубков "Лубки можно долго рассматривать — там столько интересных персонажей и деталей. А что касается икон, гости нашего музея не могли поверить, что такое может сделать человек — насколько это виртуозная работа. Я очень рада, что теперь и в центре города есть такая прекрасная выставка — новые лубки и новые резные иконы Павла Григорьевича Варунина", — поделилась Эйнике Соовяли своими впечатлениями с корреспондентом Sputnik Эстония. На протяжении многих лет – Варунин главный вдохновитель и организатор целого ряда мероприятий, посвященных изучению и сохранению культуры старообрядческих общин. "В музее есть настоящий дом староверов, который перевезли из города Калласте, и он действительно выглядит как настоящий дом жителя Причудья, это признали и сами староверы. Этот хутор — как посольство староверов в городе Таллинне. Павел Григорьевич нам много помогал в организации интерьера и деталей быта: про внутреннее убранство мы не знали почти ничего, да и про жизнь общины тоже", — рассказала Эйнике историю создания этнографического хутора. Но проблема заключалась в том, что в устройстве быта старообрядцев есть мало кому известная деталь: икона этого народа имеет особое место в жилище, и ее положение обусловлено иными критериями, нежели в доме православных. "Поставили икону сначала в один угол, как нам показалось, для нее предназначенный. Позвонили Павлу Григорьевичу, он нас и просветил: у староверов, что интересно, иконы располагают строго по сторонам света: образ ставят в угол, который смотрит на восток, в крайнем случае — на север. Так нам удалось избежать серьезной ошибки с помощью рекомендаций и пояснений Павла Варунина," — заключила Эйнике Соовяли. Древняя культура — источник творчества Павел Ворунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии. Сам он считает себя представителем общины староверов в миру. Важная общественная роль и просветительская деятельность не мешают Варунину заниматься творчеством. Художник Павел Варунин В Эстонии и далеко за ее пределами он известен также как профессиональный художник. Мастер занимается резьбой по дереву, реставрацией старинных икон, оформлением печатных изданий, графикой в исконно русском ее проявлении – лубочных картинках. Как всякий православный мастер, работающий над иконографическими образами, Павел Варунин не присваивает себе авторство, как известно, такова традиция иконописи. Он, напротив, считает, что питательной почвой и причиной его трудов является древняя старообрядческая культура. "Мне говорят: "Вот твоя выставка…". Но я-то все равно только орудие, потому, что все, что вы здесь видите, — это плоды старообрядческой культуры в целом. Это та почва, на которой выросла деятельность моя или кого бы то ни было, благодаря наследию, которое создавалось задолго до меня. Я бы не хотел тянуть одеяло на себя и подчеркивать свою исключительность, потому что это далеко не так, и считать так-не правильно! Вдохновение любого человека всегда мотивировано, и этому источнику нужно отдавать должное". По словам мастера, старообрядческая культура в Эстонии недооценена. "Что могла бы дать старообрядческая культура эстонскому обществу?" — Задали мы вопрос Павлу Варунину. "Она уже многое дала: какие были имена — иконописец Гавриил Фролов, или Пимен Софронов, единственный русский мастер, который работал по заказу Ватикана,- наш причудский старовер! Это надо помнить и этим гордиться. Мы всегда почему-то считаем, что уникальное — это где-то там, за семью морями, как аленький цветочек. А у нас таких "цветочков" много рядом, только их надо увидеть. Нет пророка в своем отечестве". Дедов он закон блюдет… В экспозиции также демонстрируется коллекция авторских лубков. Как поведала на открытии выставки куратор музея Мария Сморжевских-Смирнова, лубок, появившись в 18 веке в старообрядческой среде, на языке коротких текстов и незамысловатых, но ярких картинок, рассказывал простым людям о самом актуальном – о том, что их волновало и радовало; напоминал о важном – устоях веры, традициях благочестия. Лубок, как и любая гравюра, подразумевал "широкий тираж" и был очень распространен в крестьянской среде. Фрагмент экспозиции\: коллекция лубков Сюжеты лубков Павла Варунина – дань добрым традициям старины. Здесь каждый сможет найти то, что интересно ему: тонкую иронию и юмор, бытовые зарисовки и народную мудрость, священную историю и историю православной церкви. "Через лубок мне хотелось показать, что староверы — это не тот замкнутый народ, нелюдимое угрюмое сообщество, как представляют себе многие. Они как и все: и озорные, и веселые, — они всякие", — сказал художник. Своими занимательным лубком художник, в какой-то степени, пытается бороться со стереотипами о нравах старообрядцев. "Это мной подслушано у староверов в Литве: "Любимая жена — всю жизнь девочка", — прокомментировал художник одну из своих работ, привлекающую особое внимание публики и вызывающую добрые улыбки. А вот еще несколько мудрых, не без юмора старинных пословиц, несомненно, актуальных и по сей день — они сопровождают лубочные сцены в иллюстрациях автора: "Кто ногу на ногу кидает, тот беса тешит да качает" "Зима за морозец, мужик за праздник" "Лето и деньги скоро проходят" "На морозе и старик моложе" "Мужика не шуба греет, а топор" "Не от росы урожай, а от поту" Остается только для полного впечатления посетить экспозицию музея и увидеть оригинальные и мастерски выполненные мудрые лубочные картинки Павла Варунина и его виртуозные резные иконы. Художник Павел Варунин Павел Ворунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Общества культуры и развития староверов Эстонии; на протяжении многих лет – главный вдохновитель и организатор целого ряда мероприятий, посвященных изучению и сохранению культуры старообрядческих общин. Из потомственной старообрядческой семьи поморского согласия. Окончил народный Университет искусств в Москве, получил специальности ювелира, гравера, краснодеревщика, резчика по дереву. Староверы — так именуют себя христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона. Их также называют раскольниками или старообрядцами, а некоторые историки именуют их православными протестантами. Староверы — русское чудо эстонского Причудья >>

Старая вера Причудья: резные иконы и графика Павла Варунина
© Sputnik Эстония