«Касатка» в яблоках: премьера комедии Алексея Толстого в Самарском театре драмы 

Духа времени (как, впрочем, и места) в спектакле не много — что гостиничный номер, что имение тетушки могли появиться в любое условное «дореволюционное» время. Сначала, правда, на зрителя повеет переменами — из декадентского образа Касатки (не сразу узнаваемая ), карточных игр до утра и шампанского из горла очевидно: что-то должно произойти. А произойдет только то, что водевильный Желтухин (как всегда искрометный в своем комическом обаянии ) предложит поиздержавшейся паре отправиться на Волгу, к тетушке князя Бельского.
Комедия с обменом парами, закрутившаяся дальше, тоже напоминает о 20 веке разве что свободой нравов. Да Касатка на фоне нанизанных гирляндами яблок (эффектная декорация ) так и ходит героиней немого кино. Яблоки, кстати, почему-то возникают во всех постановках пьесы — так, у питерского Молодежного театра на Фонтанке в сценографии Марта Китаева посреди сцены красовалась яблоня размером с баобаб.
написал «Касатку» по мотивам рассказов своей тети Маши (Марии Тургеневой), за две недели. Вспоминал, что «ни одну пьесу не писал так легко и весело». Неудивительно: Толстой пишет водевильный извод классического мелодраматического сюжета, гротесково заостряет треугольник до квадрата (а потом чуть не до параллелепипеда), иронизирует над жанровыми штампами, слегка проходится по русской классике… В премьере Театра драмы о несерьезности происходящего заявляет уже сценография. Занавес над сценой делит «картинку» пополам, как будто кинолентой, гостиничный номер выдержан в преувеличенно драматичных черно-красных тонах, а те самые «яблочные» декорации тетушкиной усадьбы, напротив, всячески подмигивают раем.
Страсти в этом лубочном раю соответствующие. «На этот раз мы погибли», «роковой конец» — равнодушно повторяют князь и Касатка (бывшая эстрадная певица Марья Семеновна Косарева). Относительно романтическую историю играют Касатка и ее когда-то горячий поклонник, воспитанник тетушки Илья Ильич (элегантный ), да и то с переменным успехом. Он всерьез не хочет попасть еще раз в тот же капкан — и, конечно, делает все наоборот. Она не шутя старается отбить его у молодой воспитанницы Раисы Глебовны (прелестное глупенькое создание в исполнении ). Правда, исключительно из спортивного интереса, и немного из корысти: прежний любовник, стареющий ловелас князь Бельский () промотал ее деньги и слишком жалок для такой женщины-вамп.
У остальных все еще хуже — или лучше, как посмотреть. Одновременно заботливая и жесткая (в пропорции, доступной только актрисе ) тетушка Варвара Ивановна изо всех сил бдит, стараясь соблюсти правильную расстановку по парам. Но в день венчания все, кто может пить, напиваются пьяны, невеста приходит зареванная, жених сбегает — идиллии не вышло. Правда, выйдет на пристани, где новые пары будут ждать пароход и мириться. Тетушка тоже не забудет прихватить с собой одинокого Желтухина — в хозяйстве пригодится.
На дворе между тем 1916-й: битва под Верденом, Брусиловский прорыв и убийство Распутина, и пароход с влюбленными в недалеком будущем поплывет — все мы помним, куда. А пока просто комедия о любви, хэппи-энд и всеобщая радость.
Видео дня. Рыбак выловил крокодила-гиганта
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео