Художник Ростан Тавасиев рассказал об "Искусстве в воображаемом будущем"
Фантазировать вместе — Проект "Искусство в воображаемом будущем" это выставка идей, у него уже есть уютное пространство в Интернете на сайте imaginaryfutureart.com. Зачем этому проекту нужны галереи? — Это кажется интересным, потому что есть шанс увидеть идеи художников в другом формате — не с монитора. Проект уже демонстрировался как выставка во Владикавказе, в Москве и в Казани — каждый раз это было что-то новое. В Казани, например, получилась выставка живописи — инфографику на стены наносили кистью. Зрители говорят, что им интересно смотреть, а галереям интересно показывать. Возможно, для галереи важно оставаться пластичной — пропускать через себя, через свое пространство самый разный контент. "Искусство в воображаемом будущем" это, конечно, очень странная выставка — ни одного материального произведения искусства. — Проект во многом ориентирован на помощь художникам в развитии их идей. А что эта выставка дает зрителю? — Она как тренажер для воображения, интеллектуальный фитнес для зрителя. Одно дело, когда тебе показывают произведения в уже готовом виде — любуйся, наслаждайся или трепещи от восторга или негодуй. Другое дело, когда ты видишь идею художника — тебе предлагают фантазировать вместе, приглашают в открытое воображение. — В аннотации к выставке сказано, что вы хотели получить отклик от писательского сообщества. Что одной из точек начала проекта стала мысль, что в фантастических романах и рассказах нет описания искусства. Выставка имела эффект? — Посмотрим. Надеюсь, что и такой эффект будет. Вот Пелевин новую книжку написал фантастическую, и там, как мне рассказывают, уже довольно много про искусство. Похоже, что в самой научной фантастике сейчас дела обстоят сложнее, чем в изобразительном искусстве. Там проблемы куда более серьезные. Это и исчерпанность материала, и кризис бумажной книги вообще. Мы беседовали с разными авторами и издателями научной фантастики, эти интервью есть на нашем сайте. Надеемся, что собранный материал поможет и им. — У самарских художников будет шанс представить вам свои проекты? — Я на это надеюсь. Тут многое зависит от галереи. Мне было бы очень интересно познакомится с самарскими художниками. Капля креацина — На выставке представлена ваша работа? Вы занимались сериалом "Капля креацина". — Выставка — это идеи работ других художников, собранных мною для общего блага. Свою работу "Капля креацина" на эту тему стараюсь показывать отдельно. Тут есть тонкий этический момент. Если ты одновременно художник и куратор выставки, то у тебя преимущество — власть над выставочным пространством и контроль над вниманием зрителя, и трудно избежать использования этого в своих интересах… Грубо говоря, размещения своей работы в самом выгодном месте. Так поступать некрасиво. Поэтому сериал я сделал уже после того, как собрал материалы для сайта. Сначала спросил мнение других, потом высказался сам. Я написал сценарий фантастического сериала, в котором все события происходят только вокруг искусства. Решил попробовать сделать его полнометражным, с приглашенными актерами, как "Стар Трек" или "Орвилл". Отправил сценарий приятелю, по совмещению продюсеру. Ему моя идея понравилась, и он стал работать — разослал текст на различные американские студии типа HBO и Fox. От одной из студий он даже умудрился получить ответ, что само по себе большая редкость: "Извините, но мы не снимаем фильмы про художников, потому что рядовой, массовый зритель не может себя с ним ассоциировать". С хромым доктором, с полицейским, наркоманом, домохозяйкой, адвокатом может, а с художником нет — слишком незнакомый типаж. Стало понятно, что Голливуд нам не поможет, и все нужно делать самому. Снять сериал с актерами у меня нет возможности, а нарисовать я могу. Вот и нарисовал. 22 декабря в сети выходят последние две серии первого сезона "Капли креацина". "Детскость" и инфантильность — Вам ответили, что простой человек не может ассоциировать себя с художником. Современное искусство подходит не всем, но имеет довольно большой рынок. Вы на этом рынке весьма успешны и занимаете 13 место в списке современных российских художников по объему продаж. Как вы видите своего покупателя? Кто они? — То, что зритель не узнает в себе художника не мое мнение, а мнение телевизионных продюсеров. Почетное 13-е место в этом году мне выделил журнал "Форбс". Интересно, а бывает список "Форбс" самых успешных ученых? Тоже было бы любопытно почитать. Да, это странное ощущение быть в хит-параде, и, вообще, быть в списке Форбс. Не уверен, что это, вообще, имеет отношение к искусству. Это как попытка померить объект в четвертом измерении школьной металической линейкой. У нас в искусстве успех измеряется не деньгами. У бизнесменов — да, это главная цель. У спортсменов — секунды, голы, килограммы, рекорды. Но "Форбс" решил сделать такой список — значит, им это важно и интересно. Про коллекционеров могу сказать, что это довольно разные люди, теперь уже и очень разного возраста. Есть коллекционеры и моложе меня самого. Если попробовать найти объединяющие черты, то кажется это могли бы быть любопытство, стремление к ясности и трезвому взгляду на реальность, на то, что происходит вокруг. — Вы вышли на рынок современного искусства. Это было тяжело? Что для этого требовалось? Какая-то особая маркетинговая составляющая или это просто стечение обстоятельств? — Не могу сказать. Кажется, что, с одной стороны, ничего специального для этого не делал. С другой — сделал все возможное: думал, работал и старался делать то, что мне интересно. В тот самый момент, когда произошел первый опыт соприкосновения с художественным рынком — испытал глубокий шок. Вроде делал то же самое, что и раньше, но вот теперь за это дают деньги. Было странно. Самое важное, что понял в результате этого взаимодействия с рынком, процессы, по которым он функционирует, для меня совершенно непонятны. Тратить время на "угадывание" и выстраивание "правильной" маркетинговой политики бессмысленно. Лучше заняться своей любимой работой. По крайней мере, получишь удовольствие, что порой даже важнее, чем деньги в нашей короткой жизни. Неправильно было бы понять мою мысль таким образом, будто я презираю деньги — нет, они очень важны. Всем должны заниматься профессионалы: деньгами — финансисты, дилеры, галеристы, а искусством — художники. — Очень часто к вашему искусству подбирают эпитет "детское". Вам уютно в этом пространстве современного искусства? — Говоря про "детскость", могу отослать к исследованиям роли неотении или ювенализации в эволюции живых существ. Возможно, "детскость" и инфантильность — это самые важные достижения нашего вида. Мне скорее не "уютно" в искусстве, а "любопытно" и "интересно". Дело в том, что я живу в первый раз. И нахожусь в постоянно изменяющейся среде, и сам все время меняюсь. Свой опыт только нарабатываю. Не могу сказать, что со мной будет через два или четыре года. Увлекательно ли мне делать то, чем сейчас занимаюсь? Да, конечно. В искусстве есть такая замечательная особенность — бессмысленно заниматься тем, что тебе не нравится. Начинает очень плохо получаться, и это сразу всем заметно.