Портал ИнформУпак, будучи достаточно молодым изданием, участвовал в выставке RosUpack всего лишь два раза, но этого хватило, чтобы понять, всю грандиозность события. Давайте посмотрим, как изменился RosUpak за годы своего существования, как первая выставка, созданная с нуля и собравшая всего 160 экспонентов, выросла во «взрослое» масштабное мероприятие, ставшее самым значимым для упаковочной индустрии России и за ее пределами. Выставка завоевала внимание и уважение представителей не только российской упаковочной отрасли, но и международного сообщества упаковщиков. Сейчас уже можно говорить о том, что рынок упаковки в России развивается быстрыми темпами, о том, что его путь развития уникален, и что за короткий срок мы преодолели расстояние, которое на Западе заняло долгие годы. Прорыв двух последних десятилетий очевиден: это и модернизация производств на крупных предприятиях, и развитие сектора упаковочного оборудования, и производство новых материалов, видов продукции, участие в международных выставках и конкурсах упаковки. И сегодня упаковочную промышленность официально называют одной из самых динамично развивающихся отраслей в российской экономике. Это особо отрадно на фоне того, что еще два десятка лет назад этого сегмента экономики фактически не было. К моменту зарождения выставки Росупак в Москве несколько лет ежегодно проходили две выставки Упаковка и УпакИталия, где российские компании практически не были представлены, в первую очередь, потому что их достижения терялись на фоне европейских коллег. Именно поэтому упаковочная отрасль в России, которая находилась в зачаточном состоянии и нуждалась в возможности высказаться в толчке. В 1995 году в Москве прошла первая международная выставка Этикетка-95, организатором которой выступили журнал «Тара и упаковка» и ассоциация Упаковщиков при участии КВЦ «Сокольники» (Международная выставочная ассоциация MVK. И уже через год было предложено провести первую в России национальную международную выставку Росупак-1996, Торгово-промышленная палата РФ и Союз дизайнеров России поддержали идею. Организаторы в прямом смысле этого слова начали с чистого листа, пришлось придумывать буквально все: разрабатывать стратегию, концепцию, идеологию и тематику, вводить классификацию тароупаковочной продукции. Взять европейскую модель было невозможно, так как отечественные реалии имели значительные отличия. Итак, впервые Росупак прошел в КВЦ «Сокольники» совместно с выставкой Этикетка – общее число экспонентов составило 280 компаний, из которых 77% были российскими. В первый же год в рамках выставки состоялось три конкурса: «Упаковка – звезда России» - на лучший дизайн упаковки, «Этикетка – русский стиль» - на лучшую этикетку, и студенческий конкурс «Заводной апельсин», который стал международным и проводится до сих пор. К 1997 году число участников выросло до 203 компаний из 20 стран. Был приглашен президент Всемирной организации упаковщиков (WPO) Рауль Эрнандес и президент Азиатской федерации упаковщиков (APF) Эдмундо Киочо. Уже в 1999 году в выставке приняли участие 500 экспонентов. Большое внимание было уделено проблеме подготовки кадров, так как отрасль нуждалась не только в материальной поддержке, но и в квалифицированных кадрах. Через два года количество участников увеличилось до 600. «Росупак-2001» стал наиболее плодотворным форумом в контексте международного взаимодействия. По итогу заключенных оргкомитетом договоров российские студенты были приняты в Высшую школу инженеров упаковки ESIEC во Франции, а некоторые отечественные преподаватели получили возможность пройти курсы повышения квалификации в Великобритании и т.п. Из года в год количество участников продолжало расти, и в 2002 году их было уже 800. Самой масштабной по числу экспонентов стала выставка 2007 года, тогда она собрала 922 экспонентов из 38 стран. Этот рекорд выставка не побила до сих пор. В 2005 году выставка переехала в новый КВЦ «Крокус Экспо» - это стало новой вехой в ее истории. В этом году она как раз отпраздновала свой десятилетний юбилей; постоянно растущее количество участников и посетителей (их число перевалило за отметку 25 тысяч человек) требовало все большей площади. В 2011 году со сменой организаторов – MVK вошла в группу компаний ITE – выставка поменяла и написание названия, став выставкой RosUpack, другим стал и логотип. Со следующего года количество иностранных экспонентов начало расти. В 2012 году впервые прошел конкурс на лучшую упаковку Part Awards, полное название – Евразийская премия в области производства и дизайна упаковки. Тогда она состояла из двух номинаций, плюс одна для молодежи – «Производитель года», «Дизайн года» и «Студенческий концепт года». Конкурс проходит до сих пор и не теряет своей актуальности. Количество участников, как и качество представляемых работ неизменно растет. Появились еще две номинации: «Этикетка» и «Упаковочные материалы». Если говорить о количестве участников, то последние несколько лет значительного роста не было. Экономический кризис не обошел стороной и упаковочную отрасль и в 2015-16 годы свои экспозиции представили всего около 500 компаний. Но, тем не менее, нельзя сказать, что мероприятие было провальным по сравнению с предыдущими годами. Это как раз тот случай, когда количество уже прочно переросло в качество. Важной составляющей каждой выставки была деловая программа – возможность открытого диалога для участников упаковочной отрасли. С каждым годом она становилась все более насыщенной, понимая самые важные и наболевшие вопросы. В 2015 году под крылом RosUpack впервые прошла Международная выставка Printech – единственная в России выставка печатного оборудования. Она собрала всего 50 компаний, было сложно предположить, какое развитие ждет выставку. Но вот уже в прошлом году ее площадь увеличилась в три раза, а число участников – почти в два. Экспонентами выставки стали 86 компаний из 9 стран мира, среди которых такие гиганты печатного рынка, как EPSON, НР, RISO, Xerox и другие. Прошедшая в 2017 году RosUpack как будто снова начал набирать обороты, количество участников и посетителей незначительно, но все же увеличилось и составило 612 компаний из 30 стран мира. Если верить отчетам Росстата, то в российской экономике в прошедшем году наблюдался если не рост, то определенная стабильность. Представители бизнес-сообщества почувствовали себя более уверенно. Возможно, в том числе, это вызвало рост количества дебютировавших компаний, впервые представивших свои экспозиции. Интернет-издание «ИнформУпак» в 2017 году второй раз приняло участие в выставке RosUpack, с головой погрузившись в ее атмосферу. Также в рамках Международной научно-практической конференции «Упаковочный бизнес России на пороге изменений. Экология, консолидация, индустрия 4.0 – как найти свой путь?» была презентована новая платформа Upacknet, разработанная изданием. Результатом четырех дней интенсивной и интересной работы стали новые знакомства: к нам присоединилось более 100 компаний. И что важно! Выставка вдохновила нас на новые идеи. В наступившем, 2018 году, RosUpack пройдет в 23-ий раз, до выставки еще полгода, но начинать готовиться можно уже сейчас. Получите бесплатный билет! Ждем всех на Международной выставке RosUpak-2018. В статье использованы материалы журнала «Тара и упаковка»