Что советовало первое в мире пособие по фотографии для чайников

В книге с красноречивым названием «Почему мои фотографии ужасны» (1902) профессиональный фотограф Чарльз Маус Тэйлор терпеливо учит новичков не отрезать моделям головы, не дышать во время фотографирования и снимать крышку с объектива.

Последнее десятилетие XIX века полностью изменило фотографию как явление — из дорогостоящего занятия для избранных она стремительно превращалась в массовое хобби. Во многом эту волну спровоцировала фирма Kodak: ее создатель не только наводнил рынок дешевыми компактными камерами и простыми в обращении катушечными пленками, но и вложил немалые деньги в рекламу, всеми силами стараясь сломать стереотип «фотография — это дорого и сложно». План сработал: вскоре все уже были искренне уверены, что фотографировать могут даже дети. А фотографам-профессионалам старой закалки оставалось с ужасом наблюдать, как их искусство исчезает под лавиной чудовищных снимков.

53-летний Чарльз Маус Тэйлор был одним из таких профессионалов: он посвятил фотографии всю сознательную жизнь, был довольно известен, выпустил несколько альбомов со снимками из своих дальних путешествий. Отбросив снобизм, он решил, что раз отобрать у всех этих дилетантов камеры нельзя, то нужно хотя бы научить их с ними обращаться.

Книга Тэйлора стала первым в своем роде пособием для чайников. Простым языком он разбирал самые распространенные ошибки новичков и давал практические советы, которые были очевидны любому профессионалу, но бесценны для тех, кто только вчера научился нажимать на спуск. Для иллюстраций он сделал серию снимков, в которых сознательно повторил популярные ошибки.

Первые его советы сегодня настолько очевидны, что кажутся иронией: прежде чем фотографировать, снимите колпачок с объектива; не cнимайте против солнца. Что еще делало фотографии новичков начала прошлого века такими ужасными?

Камера, поставленная слишком близко к объекту. «Новички часто встают так близко к человеку, которого они снимают, что он просто не влезает в кадр. Результат — нелепые фотографии с отрезанными головами. Причем в восьми случаях из десяти фотограф, вместо того чтобы осознать свою ошибку, начинает обвинять камеру или объектив».

Движения модели во время съемки. Не все фотографы и уж тем более не все модели понимали, что камере нужно время для выдержки и что в эти секунды нужно постараться сидеть неподвижно. Итог — портреты с размазанными лицами.

Наложение снимков. «Очень обидно бывает несколько часов взбираться на какой-нибудь холм, найти самый красивый вид, сфотографировать все это, а потом обнаружить, что у вас получились два прекрасных снимка — но на одном негативе».

Ошибки перспективы. «Это одна из самых неприятных ситуаций для начинающего фотографа. Казалось бы, все сделано правильно — и фокус, и экспозиция, и остальное, а получилось все равно что-то не то. Деревья, здания, заборы и прочие перпендикулярные объекты как будто падают за землю. Дело в неправильной перспективе, и вы не застрахованы от нее даже с наиболее дорогим объективом: на самом деле, с широкоугольным особенно». То же непонимание перспективы подводило новичков и в съемке портретов: к примеру, если тот, кого фотографировали, вытягивал ноги в сторону камеры, на снимке они получались непропорционально огромными относительно остального тела.

Тень фотографа в кадре. «Около полудня, когда солнце высоко, риск минимален. Но чем длиннее становятся тени, тем осторожнее надо быть. Я видел много прекрасных снимков, испорченных такой, казалось бы, мелочью».

Гало, или «призрак», на фото. «Этот эффект, который некоторым кажется почти мистическим, вызван светом, отраженным или прямым, который попал в объектив камеры. Иногда эти „призраки“ способны похитить ваши лучшие снимки».

Слишком много переднего плана. «Наверное, это нельзя назвать дефектом, но все же, когда передний план занимает большую часть фото, это не выглядит гармонично. Мне могут возразить, что лишнее потом можно отрезать, — это правда, но тогда фото уменьшится и, возможно, потеряет весь эффект, которого вы хотели добиться. Чтобы сделать передний план пропорциональным, нужно учитывать множество вещей. Хотя я не из тех, кто настаивает, что горизонт обязательно должен делить картинку на две равные части».

Слишком много неба. «А это противоположная крайность. Конечно, я видел много потрясающих снимков, которые почти целиком занимают облака, — но их сделали умелые фотографы с натренированным вкусом. Рано или поздно вы тоже научитесь правильно оценивать пропорции и строить кадр так, чтобы фотография несла в себе художественную ценность. Опыт и наблюдение будут вашими учителями».

В качестве прощального напутствия автор формулирует два десятка тезисов о том, чего фотограф делать не должен: не покупать камеру, пока продавец не дал ее протестировать; не дышать, когда фотографируешь, чтобы не испортить кадр; не обещать фотографии друзьям раньше времени; не ожидать, что камера сделает все за тебя. А главное — не считать, что достиг совершенства, даже если у тебя получилось несколько хороших кадров, ведь в фотографии всегда есть чему учиться.