5 архитектурных шедевров Москвы, о которых все забыли

Москва стремительно меняется, а старые дома все чаще исчезают, реставрируются или перестраиваются. За время многовековой урбанизации столичные здания сменили множество ролей: в бывших дворцовых палатах появлялись пожарные депо, а в особняках – редакции газет. О нескольких ярких зданиях Москвы, которые когда-то были «звездами» и урбанистической роскошью ― в материале «Йода».

Вознесенский переулок, д. 7

В начале 1820-х годов в этом доме жили братья Критские – они организовали кружок, который вслед за декабристами выдвигал задачи о преобразовании России. Затем владение перешло к князю В. А. Черкасскому, чей «салон» вошел в историю – в нем собиралась московская интеллигенция.

Позже особняк сменил еще несколько ролей: сначала его выкупили «Русские ведомости» и переделали в соответствии с редакционно-типографскими требованиями. Так на месте особняка вырос двухэтажный дом-барак, заполненный газетчиками и полиграфистами.

После революции здание заняла редакция газеты «Гудок», которая была учреждена большевиками-железнодорожниками в 1917 году. А сегодня в здании расположена гостиница «Марриотт».

Улица Петровка, д. 26

В XVII веке на склоне холма между Высоко-Петровским монастырем и рекой Неглинной находилась слобода серебряников, мастеровых, работающих на царском Монетном дворе.

В XVIII веке владение на углу Петровки и Рахмановского принадлежало капитану И. Т. Боборыкину, а потом перешло во владение дворянину Львову и позже его дочерям.

До 1876 года здание переходило во владение от дворянина к дворянину, каждый из владельцев достраивал в нем что-то свое. А на рубеже XX века в здании располагалась «Петровская лечебница для приходящих больных». В 1914 году строится здание для Управления государственных сберегательных касс по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица.

В советское время главный дом надстроили двумя этажами, как и угловой корпус, который решено было приспособить под общежитие Наркомата тяжелой промышленности. В 1950-х годах в центре бывшей усадьбы был выстроен одноэтажный павильон, а сегодня в здании располагается часть Департамента городского имущества Москвы.

Камергерский переулок, д. 4

В конце XVII века здесь располагался двор князя-кесаря Федора Ромодановского ― потомка Рюрика, воспитателя Петра Великого, доверенного лица императора, генералиссимуса. Потом владение перешло к князю С.Н. Трубецкому, уже после войны 1812 года — к купцу Ипполиту Шевалье, а затем — к Марселине Шевалье.

Дома, что были на участке, сильно погорели, поэтому в 1830-х на основе главного дома усадьбы строится новое здание — для роскошной гостиницы и ресторана.

Гостиница «Шевалье» стала знаменитым местом, здесь останавливались в разное время Толстой, Некрасов, Фет, Пущин, Григорович. Ресторан «Шевалье» был невероятно популярен.

После гостиницы в здании разместился доходный дом «Новое время». В 1879 году на крыше появилась временная надстройка для ателье фотографа Императорских театров М. Н. Канарского. Затем обосновались мастерские Московского Союза художников, выведенные отсюда в 1999 году.

С тех пор выявленный памятник пустует и потихоньку разрушается. Однако, в окружении туристической зоны, кафе и ресторанов здание не теряется: в доме располагаются офисы ― визовое агентство «Мир виз», Ortega project, «Обаяние декупажа».

Староваганьковский переулок, д. 15, стр. 3

Староваганьковский переулок начинается с дома номер 13. Дело в том, что в советское время Малый Знаменский и Староваганьковский переулки носили общее название ― улицы Маркса-Энгельса. Теперь им возвращены исторические имена, но нумерация осталась прежней.

Но если пройти дальше и свернуть в подворотню дома №15, то можно обнаружить трехэтажное неприметное здание. В доме была обнаружена кладка XVII века, оказывается, что строение ― сохранившиеся палаты раннепетровского времени.

В XVII веке в начале Знаменки располагался двор сподвижника царевны Софьи, думного дьяка Стрелецкого приказа Федора Леонтьевича Шакловитого. В сентябре 1689 года он был казнен по обвинению в заговоре в пользу Софьи, и его владение отошло к Автамону Ивановичу Иванову, а потом и его сыну.

С 1738 года здание перешло к генерал-аншефу Василию Яковлевичу Левашову. В 1838 году появился двухэтажный флигель с конюшней на заднем дворе, который сохранился до сих пор. Окончательно свой древний облик палаты утратили в 1877 году, когда были разобраны все старые своды и надстроен третий этаж, а потом дом разросся до семи этажей. «Палаты Левашовых» по сей день имеет статус культурного наследия и находится в плачевном состоянии. После пожара 1990 года дом стоит заброшенный.

Средний Кисловский переулок, д. 7/10 и 5/6, стр. 3

Когда-то на углу Среднего и Малого Кисловских переулков стояла церковь Космы и Дамиана, что во Ржищах. В 1781 (по другим данным в 1784-м) году ее разобрали, а в 1812 году бывшую церковную землю купил генерал-майор Колокольцев, чтобы спустя почти полвека перепродать купцу В.И. Якунчикову.

Вторая жена Якунчикова Зинаида старалась поддерживать в особняке творческую атмосферу ― в огромной бальной зале стояли два рояля, а на фортепианные концерты выступавших в доме Николая и Антона Рубинштейнов собиралась вся Москва.

Во владении Якунчикова был и другой дом (5/6), построенный в 1896 году архитектором Ф.Ф. Воскресенским под типографию. Именно к этому дому, стоявшему в глубине двора и окруженному садом, вели ворота со львами. Но типографию в доме не открыли, а сделали его доходным. На каждом этаже располагалось по две квартиры, сдавались даже полуподвальные этажи.

Уже в нашем столетии тут жили и работали театральный художник Сергей Судейкин и скульптор Сергей Коненков. В 1960 году дом подвергся капитальному ремонту: за счет черного хода сделали ванные комнаты, появились туалеты.

Львы тоже исчезли, но произошло это, по воспоминаниям М. Р. Краевской, в конце 50-х, когда вместо каменных палат было построено пожарное депо. Квартиры в этом историческом доме продаются и сдаются по сей день.