Сноукайтинг: какая экипировка нужна новичку

В качестве интересной альтернативы им наверняка приглянется зимний кайтинг, у которого к тому же немало бонусов.

Вы сможете регулярно использовать сноуборд и горные лыжи вдали от склонов, а также ощутить чувство легкости от полета полета на льду. Кстати, это вам поможет быстрее освоить кайт. От дебютанта-кайтера требуется только одно – правильно подобрать экипировку и найти грамотного инструктора.

В этом году исполняется 20 лет с того момента, как сноубордист и путешественник Владимир Бобылев организовал в России первый кайтсерфинг клуб. Зимний кайтинг обзавелся русскими поклонниками чуть позже – к 2000-м годам.

Внешне кайт напоминает гибрид парашюта и змея, он приводится в движение силой ветра. Кайтинг относится к разновидности парусного спорта – управление кайтом основывается на тех же законах, что и управление парусным кораблем. Зимний кайтинг – один из самых динамичных видов спорта. При хорошем покрытии опытный спортсмен может развить скорость до 80 км/ч.

Существует два подвида зимнего кайтинга: кайтинг на равнине, который как раз и популярен в России, и кайтинг на рельефной местности. Отдельно можно выделить фристайл – исполнение трюков в процессе прыжков с кайтом.

Alex Averianov (4)Несмотря на менее комфортные погодные условия, учиться зимнему кайтингу легче, чем летнему. Дело в том, что стоя на твердой поверхности, вам будет проще начинать движение и освоить управление кайтом. Зимние тренировки считаются хорошей подготовкой для кайтсерфинга. Так что, если вы давно мечтаете попробовать кайт, не стоит ждать лета.

Как правильно подготовиться к первой в жизни тренировке по зимнему кайтингу?

Наденьте одежду горнолыжника

Если вы занимаетесь горными лыжами или сноубордом, никакой специальной одежды вам не потребуется. «Одеваться нужно также, как если бы вы шли на склон на сноуборде или горных лыжах, но немножко теплее.

Мы катаемся, когда есть ветер, а с ним будет холоднее, – рассказывает Борис Шугаев, директор кайт-школы «Пульс ветра», инструктор по кайту. — На первом занятии вы будете больше стоять — учиться пилотированию кайта. Поэтому нужно одеваться так, чтобы не продуло».

Совет: Одевайтесь послойно, чтобы в случае необходимости иметь возможность раздеться или, наоборот, утеплиться.

Защита — важный элемент

Учитывая скорости, которые развивают зимние кайтеры, а также твердую поверхность под ногами, кататься без защиты очень опасно. «Вам точно понадобятся шлем и наколенники. Защита рук и «бронешорты» – по желанию, – объясняет Борис Шугаев. – Хотя лед или поле, на котором мы занимаемся, и присыпаны снегом, но кайт может неожиданно дернуть из-за вашей ошибки — это нередко случается в начале обучения. Наличие защиты в кайтинге даже важнее, чем на склоне!»

Совет: Обзавестись маской, чтобы снег и ветер не попадали в глаза, чтобы ничто не отвлекало вас от занятий и катания.

Приготовьте лыжи или сноуборд

Традиционно с кайтом катаются на доске, но если вы катаетесь на горных лыжах – начните учиться на них. «На первом занятии вам ни лыжи, ни сноуборд скорее всего не понадобятся, – говорит Борис Шугаев. — Для начала вам надо будет разобраться с теорией и ветром, который «невидим». Первые полтора-два часа мы учимся пилотировать кайт и выполняем подготовительные упражнения».

Совет: Возьмите на первое занятие теплые ботинки – можно сноубордические, можно обычные. Главное, чтобы они были высокие, для глубокого снега. А вот ко второму занятию 95% обучающихся уже начинают пробовать стартовать на доске и лыжах.

«К концу занятия они уже проезжают свои первые галсы (движения правой или левой стороной относительно потока ветра – прим. редакции)», — говорит Борис Шугаев.

Кайт для новичка или профи?

Главная ошибка, которую вы можете совершить при покупке кайта, — сказать, что вам нужно оборудование для новичков. «Нет отличия между кайтом для новичков и профессионалов – и для тех, и для других используется одно и то же оборудование, — разъясняет Борис Шугаев. — Просто начинаем мы обучение на совсем маленьком кайте — один-два квадратных метра. На пилотажном, так называемом «тренировочном» кайте. Он вас точно не утянет».

Сначала вы будете учиться управлять кайтом и понимать ветер. На это уходит от получаса до часа – в зависимости от скорости освоения материала. Далее вам дадут полноразмерный тяговый кайт – на нем рядом с вами будут кататься те, кто уже умеет управлять ветром.

Кайты отличаются в зависимости от направления и стиля катания – это уже нужно учитывать при покупке собственного оборудования. «Есть кайты, больше заточенные под фристайл, – для прыжков, есть кайты для фрирайда, есть для волнового катания – если мы про воду говорим», – рассказывает Борис Шугаев.

Кайты делятся на парафойлы (кайты, которые по конструкции напоминают парашютное крыло, сделанное из двух слоев прошитой ткани) и кайты-болонники (внутри у них надувные болоны, они применяются как для воды, так и для снега). Если говорить про выбор снаряжения, то нет смысла сразу покупать кайт для прыжков и фристайла – им сложнее управлять, он более резок в движении и быстрее реагирует на команды.

Инструктор — пример правильной техники

Самостоятельно освоить зимний кайтинг довольно непросто — это долгий и нервный процесс. А грамотный инструктор поможет вам освоить «базу», поэтому вы быстрее сможете начать самостоятельные катания. «Стандартный начальный курс занимает 2-4 занятия, в рамках которого основная задача инструктора — дать теорию, понимание настройки оборудования и его подготовки, и разъяснить технику безопасности, – говорит Борис Шугаев. — Ну, и научить основам кайтинга: старту, движению, контролю курса и скорости и остановке».

Многих новичков в занятиях кайтингом пугает наличие большого количества строп. Двухстропным является только пилотажный, тренировочный кайт, но на нем нельзя кататься. «Все современные кайты — они четырех- или пятистропные. – рассказывает Борис Шугаев. — Я сторонник четырехстропных кайтов, но история с большим количеством строп всегда имеет место быть. Хотя, опять же, в этом нет ничего сложного — у меня на втором занятии ребята уже сами могут собрать кайт – тем более, что стропы специальным образом промаркированы производителями».

Ваш уровень катания после обучения будет напрямую зависеть только от вашего упорства и количества часов «наката», а также от регулярности выездов на катание. Здесь все также как в случае с управлением автомобилем или велосипедом — чем больше практики, тем увереннее вы себя чувствуете, тем легче вам будут покоряться снежные просторы.