Джин Шримптон: свингующая леди

И это при том, что ей никогда не нравилось быть моделью.

1. Дочь фермера

Джин Розмари Шримптон родилась в 1942 году в небольшом городке Хай-Уиком на юго-востоке Англии. Детство её прошло без особых потрясений. Она выросла на ферме, училась в католической школе при монастыре Святого Бернарда, в 17 лет поступила в колледж и переехала в Лондон.

Джин никогда не стремилась стать моделью. Она признавалась, что даже не любила фотографироваться: «Просто так вышло, что у меня это хорошо получалось», – говорила Шримптон.

На обложки журналов Джин попала благодаря случайному знакомству с режиссером Саем Эндфилдом. Он заметил красивую девушку на пешеходном переходе и спросил, не хочет ли она попробовать сняться в кино. Речь шла о картине «Таинственный остров», которую готовился снимать Эндфилд. Джин согласилась, но не понравилась продюсеру и не получила роль.

2. Испуганная лань

После отказа Джин почувствовала себя раздавленной и приняла новое предложение Эндфилда – поступить в модельную школу Люси Клейтон. Поступая туда, Джин не ставила себе никакой конкретной цели и не слишком задумывалась о своем модельном будущем. Однако вскоре появилась в каталогах агентства и время от времени стала работать моделью.

Карьера складывалась достаточно легко. Джин сразу же привлекала внимание фотогеничностью, умением подать себя и держаться перед камерой. Одним из главных элементов её образа стали большие распахнутые глаза и длинные пышные ресницы. (Через несколько лет у Твигги будут почти такие же).

Беззащитный и в то же время обезоруживающий взгляд действовал магнетически. Из-за него Джин сравнивали с испуганным олененком и хотели фотографировать всё больше и чаще. Довольно быстро начинающая модель появилась на обложках таких журналов, как Vogue, Harper’s Bazaar, Vanity Fair, а в начале 60-х стала одной из самых фотографируемых девушек мира.

3. Взять Манхеттен

Прорыв в карьере Джин Шримптон случился после её знакомства (в очередной раз случайного) с фотографом Дэвидом Бейли. Сотрудничество с ним принесло Шримптон уже мировую славу и сделало её одной из первых супермоделей мира.

Огромную популярность и фотографу, и модели принесла фотосессия Young Idea Goes West, состоявшаяся на улицах Нью-Йорка. Эти снимки сделали Шримптон известной за пределами Британии.

С самого начала союз Джин с Бейли был не только профессиональным, что оказывало заметное влияние на характер их работы. На момент встречи Шримптон состояла в отношениях, а Бейли был женат. Но они так хотели быть вместе, что Дэвид не раздумывая развелся, и Джин ушла к нему. Это были головокружительные отношения, которые продлились всего несколько лет, но они изменили жизнь Шримптон.

«Моя встреча с Бейли явилась для меня поистине роковой, поскольку и как модель, и как женщина я состоялась исключительно благодаря его помощи. Он всегда учил меня тому, что помимо красивого тела, я должна иметь также и ум», – говорила Джин впоследствии.

4. Первая леди 60-х

Пик славы Шримптон пришелся на первую половину 60-х. В эти годы она стала одной из самых востребованных моделей в индустрии моды. Она чуть ли не каждый день появлялась на обложках престижных журналов, с ней работали лучшие фотографы. В 1963 году журнал Glamour присудил Шримптон титул лучшей модели года. Пресса называла её самой фотогеничной девушкой в мире и моделью с самым красивым лицом.

Шримптон была первой, кого назвали лицом 60-х и «символом свингующего Лондона». Через несколько лет эти титулы перешли к Твигги, но её успех пришёлся уже на закат свингующей культуры. Именно Шримптон впервые популяризировала новую молодежную моду. Её элегантный и яркий стиль воплотил в себе визуальный дух времени.

5. Мини

Мини-юбка была как раз одним из тех элементов культуры, который популяризировала Джин Шримптон. Особенно запоминающейся стала история с награждением победителей Кубка Мельбурна по скачкам. Джин появилась на торжественном мероприятии в белом платье от Colin Rolfe, которое было на 13 сантиметров выше колен. При этом модель проигнорировала дресс-код, который предписывал дамам обязательно надеть перчатки и шляпку. На ней не было даже чулок.

Появление в таком виде на официальном мероприятии привлекло огромное внимание прессы и было воспринято как вызов. В том же 1965 году лондонский дизайнер Мэри Куант представила публике свою мини-юбку, и история Джин Шримптон явно поспособствовала формированию моды на этот предмет женского гардероба. Тем самым, модель поддержала тенденцию на постепенное уменьшение длины платья, и мини стало одним ярких трендов моды 60-х.

6. Пробуждение

К 25 годам Шримптон была уже всемирно известной моделью и даже успела сыграть главную роль в фильме Питера Уоткинса «Привилегия». Однако мир моды давно перестал удовлетворять Шримптон. Она искала чего-то нового. Начала с мужчин.

После расставания с Бейли Джин встречалась с британским актером Теренсом Стэмпом, нью-йоркским фотографом Джорданом Калфусом, поэтом Хиткотом Уильямсом и писателем Малькольмом Ричи. Позднее модель признавалась, что впервые её истинное «я» стало проявляться только в отношениях с Калфусом.

«Я открыла для себя музеи, искусство и литературу, это было как пробуждение. В то время в американской литературе так много всего происходило: Мейлер, Беллоу, Берроуз, Гинзберг - все они были на волне», – вспоминала Джин.

Шримптон всерьез увлеклась литературой и стала коллекционировать произведения искусства. Под влиянием этих увлечений окончательно созрело желание закончить с модельным бизнесом. Когда Джин исполнилось 30, она завершила свою карьеру, переехала в Корнуолл и открыла магазин антиквариата. Через несколько лет она встретила фотографа Майкла Кокса, который стал её мужем. В 1979 году у них родился сын Таддеус. Вскоре пара расширила свой бизнес, купив отель в небольшом курортном городке Пензанс.

7. Мне не нравилось быть моделью

Шримптон никогда не жалела, что ушла с подиума, не стремилась эксплуатировать прошлое и поддерживать собственную популярность. Она нечасто даёт интервью и не любит рассказывать о своей жизни. Она никогда не хотела быть популярной. Просто так сложилось.

В 1990 году Шримптон издала написанную литературным призраком автобиографию, но она честно признается, что сделала это исключительно ради денег. «Мне нужны были деньги на ремонт крыши отеля», - говорит модель, сразу добавляя: «Я не хотела, чтобы книга появлялась. Я ненавидела публичность всю свою жизнь. Мне даже не нравилось быть моделью».

Шримптон вообще не очень высоко оценивает мир моды и удивляется, когда люди находят в нем образцы для подражания. «Мода полна темных, обеспокоенных людей. Это среда с высоким давлением, которая сжигает людей. Выживают только самые жёсткие и практичные – например, Энди Уорхол и Дэвид Бейли».

Долгие годы Шримптон живет частной жизнью, которая оказалась не менее интересна, чем годы, проведенные в центре всеобщего внимания. Она вырастила сына, создала вместе с мужем успешный семейный бизнес. В свободное время Шримптон собирает предметы искусства и книги. По сообщениям прессы, в библиотеке бывшей модели есть даже такие нетривиальные книги, как «Кольца Сатурна» Зебальда и «Энциклопедия русской криминальной татуировки».