Вокзалы Москвы: Савеловский

МОСЛЕНТА продолжает рассказывать о том, как устроены вокзалы столицы. Мы уже побывали на Павелецком, Курском, Киевском, Ярославском и Рижском вокзалах. Очередь — за Савеловским.

Единственный вокзал Москвы, который обеспечивает только пригородное сообщение, — Савеловский. Несмотря на это, его ежемесячный пассажиропоток составляет примерно 1,7 миллиона человек, что сравнимо с количеством путешественников, принимаемых Павелецким.

Савеловский также можно назвать самым молодым вокзалом столицы: его открыли в 1902 году как «Бутырский» и во время церемонии освятили. Первую реконструкцию Савеловского провели только в 80-х, вторая волна кардинальных перемен прошла здесь в 2012-м.

Территория отдыха

На входах здесь — строгий досмотр, никакой скидки на отсутствие международных направлений в маршрутной сетке. Очереди обычно не бывает, поэтому каждый на виду, даже небольшой рюкзак обязательно попросят положить на ленту для багажа.

Из всех вокзалов столицы Савеловский — самый небольшой по площади. Пассажиры здесь могут разместиться в зоне отдыха первого этажа, которая рассчитана приблизительно на 40 человек, или в KFC — популярная сеть кафе общественного питания обустроила на Савеловском территорию куда большего размера.

На вокзале это единственная организованная зона для перекуса, а вот вокруг Савеловского их много. Еще Константин Паустовский в 1955 году писал о трактире для «холодных сапожников» в этих местах.

Для инвалидов

Зоны отдыха Савеловского оборудованы специальными местами для инвалидов. Людям с ограниченными возможностями также легко будет подняться на верхние этажи — внизу есть вместительный лифт. А вот в KFC решили не заморачиваться. В так называемом «паспорте электронной доступности» вокзала указано: 71 процент территории Савеловского — это безбарьерная среда для инвалидов.

Тело и душа

Медпункт Савеловского вокзала принимает как с тяжелыми травмами, так и с головной болью. Даже при легком недомогании вам предложат померить давление и обеспечат нужными медикаментами.

Обобщая наш прошлый богатый опыт походов по вокзалам, выходит, что только медработники Курского проявили удивительное безразличие к мигреням пассажиров, попросив беспокоить только с серьезными ранами.

Духовные раны здесь тоже можно «залечить». В зале ожидания на третьем этаже можно зайти в часовню Святителя Спиридона Тримифунтского. Храмы в честь чудотворца расположены в Нагатинском затоне и районе Фили-Давыдково.

Жалобы и предложения

Книгу жалоб и предложений на Савеловском выдают по первой просьбе, стоит только обратиться в кассу №3 или 15 на верхнем этаже. Мы тоже взяли в руки этот «дневник вокзальной жизни» и увидели, что пассажиры чаще благодарят сотрудников Савеловского, а если и выражают недовольство, то только внутренней инфраструктурой или соседями по очереди.

«Возникла ситуация, когда в зале женщина прошла без очереди, проигнорировала все просьбы», — пишет одна из посетительниц. «Автомат не выдал билеты, хотя деньги с карты были списаны», — жалуется другой гость.

Не для мам и детей

А вот для этой категории пассажиров у нас плохие новости: на Савеловском нет отдельной оборудованной комнаты матери и ребенка, как на том же Рижском, и тем более нет роскошной комнаты для ночлега, как на Павелецком.

С одной стороны, это естественно, учитывая, что в другие страны отсюда не отправляются, а перерывы между электричками небольшие. Но, с другой стороны, мамам с их малышами обычно и нужно не более 10-15 минут на их очень важные дела, а поездка на электричке может занять не один час. К тому же, на Савеловском достаточно мест, где могла бы разместиться такая комната.

Электричка физтеха

В конце 2016 года на Савеловском запустили «Физтех.Электричку». Электропоезд посвятили 70-летней истории Московского физико-технического института (МФТИ) в Долгопрудном, поэтому студенты и сотрудники часто ездят на электричках от Савеловсого вокзала или станции «Тимирязевская».

Каждый вагон именного поезда оформлен архивными фотографиями, университетскими байками и легендами, цитатами основателей, выпускников и преподавателей МФТИ.

Из истории

Инициатором строительства Савеловской линии был меценат Савва Иванович Мамонтов, также известный тем, что финансировал Московский художественный театр (МХАТ) и поддерживал русских художников.

Пути стоили с двух сторон — от Москвы и от села Савелова (находилось на берегу Волги напротив города Кимры). Все рельсы изготавливались на отечественных заводах — Путиловском, Южно-Днепровском и Брянском.