Станислава Давыдова, 33 года, продакт-менеджер, Ко-Панган, Таиланд

Мой муж — гражданин США, я — гражданка России. Лет семь назад мы поняли, что не хотим жить в своих странах, и решили поселиться в третьей стране.

Тайцы — народ дружелюбный. Поэтому войти в их среду было довольно просто. Но не скажу, что среди них у меня много друзей. Общаюсь в основном по делу.

Русских на острове не так много, как на Пхукете или в Паттайе. Они, как и прочие иностранцы, приезжают в основном с декабря по март. В остальное время здесь только местные.

С языком проблем нет. Говорю на английском свободно. Немного знаю тайский, на уровне поздороваться, попрощаться, совершить покупку на рынке, обсудить погоду. Этого хватает. На Ко-Пангане тайцы не очень хорошо говорят на английском, поэтому иногда приходится сильно упрощать речь. Помогает и язык жестов.

Находясь в среде, сложно не учить язык. Все равно каждый день узнаешь что-то новое. Но посещать языковую школу специально для того, чтобы выучить тайский, не планирую.

Работать в Таиланде тяжело. Если только это не большая корпорация. У нас на острове таких нет. Основной бизнес — туристический, но с этим тайцы и сами неплохо справляются, нанимают своих же или бирманцев, которым платят обычно меньше. Не знаю ни одного русского, который бы работал на Ко-Пангане на кого-то, кроме себя.

Свой бизнес открывают многие, хотя оформление всех необходимых бумаг — удовольствие не из дешевых. Многие, открывшись, закрываются и продают компании, потому что прибыль сильно зависит от сезона.

Я работаю удаленно продакт-менеджером в российской IT-компании. Работаю точно так же, как делала бы это в России или в другом каком-то месте.

Не знаю тайского дома, в котором не было бы телевизора. Каждый уважающий себя житель, по крайней мере острова, обязательно должен провести часть вечера, уставившись в голубой экран. А еще в каждом тайском доме непременно висит на почетном месте портрет короля, который, к слову, не так давно отошел в мир иной.

Помимо просмотра телевизора у тайцев есть и другие хобби. Они устраивают петушиные бои, ходят смотреть на тайский бокс и проводят соревнования певчих птиц. Так как в Таиланде азартные игры запрещены, конкурс певчих птиц очень популярен. Это и возможность поболеть за своих пернатых, и шанс получить приз.

Как и везде в Таиланде, секс-индустрия на острове есть, но здесь она представлена весьма скромно. В стране дешевые эскорт-услуги действительно легкодоступны, но лететь за ними на Ко-Панган точно не стоит. Для этого есть другие места: Паттайя, Пхукет.

При этом тайцы уважительно относятся к женщинам. Причем не только к иностранкам, но и к тем, кто продает свое тело. (О том, почему в Таиланде так развита проституция, рассказано в книге «Привет, меня зовут Лон. Я вам нравлюсь?» — «Моя Планета» публиковала ее фрагменты.)

Не могу сказать, что надо как-то особенно одеваться, чтобы не казаться легкодоступной. Обычная женщина, даже одевшись очень открыто, таковой не покажется. Да и вообще, отношение к одежде очень лояльное. Мужчины понимают, что женщинам, так же как и им, просто жарко.

Медицина на острове — это первая помощь. Могут сделать анализ крови, рентген, кардиограмму, наложить гипс. Эти услуги предоставляются в государственном госпитале и частных клиниках. Если же нужно провести какое-то более серьезное обследование, отправляют на соседний остров Самуи, так как на Ко-Пангане нет технической возможности. За протезированием — тоже на Самуи. Здесь могут оказать лишь простые стоматологические услуги.

У нас есть и огромные насекомые, и змеи. Но по улицам змеи обычно не ползают. Чтобы их увидеть, придется отправиться в джунгли или места, где много растительности. Я лично встречала довольно большую королевскую кобру.

Правда, иногда змеи все-таки заползают в дома. Но нечасто. Для таких случаев существуют специальные тайские службы отлова змей, которые приезжают и увозят их. Надо только позвонить. Чаще всего действуют оперативно и довольно профессионально.

Любимая тайская еда — рис с овощами, мясом или рыбой. Тайцы любят острую еду: в блюдо обязательно добавляют чили и специи. В почете у них и глутамат натрия — пищевая добавка E621, которую они кладут везде, где только можно.

Тайцы постоянно улыбаются. На первый взгляд может показаться, что они всем довольны в жизни. На самом деле у них, как и у всех, есть свои переживания и проблемы. Но для любого тайца самое страшное — «потерять лицо», то есть предстать перед другими людьми в невыгодном свете. Поэтому все негативные эмоции тщательно скрываются. Пожалуй, русским тоже не мешало бы чаще улыбаться и научиться ловить кайф от жизни.

Таиланд — не криминальная страна. За семь лет жизни со мной вообще ничего криминального не случилось. Ни малейшего инцидента.

За годы жизни в Таиланде я расслабилась и научилась любить жизнь. Оттаяла, наверное.

В Россию приезжаю раз или два в год и остаюсь примерно на месяц. Совсем вернуться не хочу, но в планах проводить в Москве больше времени, по крайней мере летом, когда в Таиланде днем температура может достигать +42 °С.