Ещё
Что произошло с женой Ливанова
Что произошло с женой Ливанова

Место встречи изменить нельзя: гид по московским адресам Владимира Высоцкого 

Фото: Mos.ru
К 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого в Москве запланировано более трех десятков мероприятий — выставки, кинопоказы, спектакли, лекции. Mos.ru предлагает отметить памятную дату прогулкой по важным для Высоцкого адресам — местам, где он жил, любил, бывал, работал, — улицам, переулкам и домам, которые воспевал в стихах.
О Москве Высоцкого рассказывают хранители Государственного культурного центра — музея «Дом Высоцкого на Таганке» Марина Кууск, Елена Девяткина и Елена Илютина.
Больница МОНИКИ (улица Щепкина, дом 61/2)
Здесь Высоцкий родился в 1938 году
Улица Щепкина до 1962 года называлась 3-й Мещанской. Здесь, в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы, 25 января 1938 года в 09:40 у Семена Владимировича и Нины Максимовны Высоцких родился сын Володя. Семья жила по соседству с роддомом, в коммуналке на 1-й Мещанской, о которой поэт написал в «Балладе о детстве» («Но родился и жил я, и выжил, Дом на первой Мещанской в конце»).
Сейчас в бывшем здании роддома располагается Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского (МОНИКИ). О месте рождения поэта напоминает мемориальная доска.
Дом отца (Большой Каретный переулок, дом 15)
Здесь жил с 1949 по 1955 год  Родители Высоцкого развелись в 1947 году. Его отец со второй женой Евгенией Степановной обосновался в Большом Каретном переулке, год спустя к ним переехал Владимир. Здесь он пошел в пятый класс школы № 186. В этот период Высоцкий делает первые шаги на актерском поприще — с 1953 года он посещает драмкружок в Доме учителя.
Большой Каретный переулок Высоцкий увековечил в одноименной песне («— Где твои семнадцать лет? — На Большом Каретном»). Именно на этом доме появилась первая в СССР мемориальная доска памяти поэта, которую создал архитектор Роберт Гаспарян.
Московский инженерно-строительный институт (Малый Харитоньевский переулок, дом 5)
Здесь учился в 1955 году
Отец Высоцкого, полковник-связист, настаивал на том, чтобы сын получил хорошее техническое образование. В Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) Владимир пошел за компанию с другом детства Игорем Кохановским. Проучился он там лишь один семестр — решение о том, что продолжать учебу не стоит, созрело накануне 1956 года и позднее обросло художественными подробностями. Рассказывают, что в тот момент друзья корпели над обязательными чертежами. Высоцкому этот процесс давался с трудом, и в какой-то момент он просто залил свой ватман чернилами (по другой версии — кофе), объявив Кохановскому, что видит себя только актером и больше учиться в МИСИ не будет.
Кстати, Кохановский инженерно-строительный институт окончил, но все равно стал потом известным поэтом-песенником. Высоцкий исполнял несколько его песен на концертах и посвятил другу несколько своих, в том числе «Мой друг уехал в Магадан».
Театр имени Пушкина (Тверской бульвар, дом 23)
Здесь работал с перерывами с 1960 по 1964 год  Первый театр, на сцене которого появился начинающий актер Владимир Высоцкий, — Театр имени А. С. Пушкина. Формально он провел здесь четыре года, но отношения с главным режиссером Борисом Равенских не сложились. Худрук сам пригласил его в театр, маня большими ролями, но свои обещания так и не выполнил: роли Высоцкого в Театре Пушкина были незначительными, некоторые из них — без слов.
Пожалуй, одним из немногих светлых моментов этого периода стало его знакомство с Фаиной Раневской, впоследствии переросшее в большую дружбу.
Дом матери (улица Шверника, дом 11)
Здесь жил с 1963 по 1975 год  Мама Высоцкого Нина Максимовна получила двухкомнатную квартиру в Черемушках. Она переехала на улицу Телевидения (так называлась улица Шверника до 1970 года) с 1-й Мещанской. Здесь с перерывами жил и Владимир. В этой квартире у него и его второй жены Людмилы Абрамовой родились сыновья Аркадий и Никита.
Весь этот квартал изначально был застроен экспериментальными домами. Высоцкий жаловался на отличную слышимость: в одной комнате спали дети, в другой — мама, а он пытался сочинять песни, шелестя на гитаре, чтобы никому не мешать.
Дом Высоцкого снесли в 1998 году, местные жители выступали с инициативой переименования улицы Шверника в улицу Владимира Высоцкого, но ее не поддержали.
Театр на Таганке (улица Земляной Вал, дом 76/21)
Здесь работал с 1964 года
При жизни Высоцкого улица, на которой находится театр, носила имя летчика Валерия Чкалова.
На прослушивании Владимир покорил Юрия Любимова, только что возглавившего непопулярный на тот момент Театр драмы и комедии, впоследствии ставший легендарным Театром на Таганке, не только актерской игрой, но и исполнением своих песен.
Любопытно, что песня Высоцкого «Тот, который с нею был» прозвучала в стенах театра еще до его прихода. Ее исполнил актер Алексей Эйбоженко в спектакле «Микрорайон» Петра Фоменко. Песню посчитали народной и авторство не указали.
Вся актерская карьера Владимира Высоцкого связана с Театром на Таганке, а одну из главных и любимых ролей, роль Гамлета, он сохранил за собой, даже покинув труппу. В последний раз он сыграл ее за несколько дней до смерти в июле 1980 года.
Здесь же в 1967 году, после спектакля «Пугачев», состоялась их первая встреча с Мариной Влади.
Грибоедовский дворец бракосочетания (Малый Харитоньевский переулок, дом 10)
Здесь 1 декабря 1970 года женился на Марине Влади
Считается, что поэт влюбился в кинозвезду из Франции, увидев ее в фильме «Колдунья» (1956). Несколько лет спустя, когда Марина приехала на Московский международный кинофестиваль, он предпринимал попытки познакомиться с ней, но не преуспел. В 1967 году, когда Влади снова оказалась в столице, ей посоветовали сходить в Театр на Таганке. Там она и увидела Высоцкого в одной из лучших его ролей — каторжника Хлопуши.
Монолог «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека» в исполнении Высоцкого неизменно вызывал овации. Даже во время репетиций сотрудники театра старались оказаться рядом со сценой, чтобы насладиться этим моментом.
Матвеевская улица, дом 6  Здесь жил с 1971 по 1975 год  Многокомнатная квартира, которую Высоцкий снимал у кого-то из знакомых, уехавших в длительную заграничную командировку. Здесь останавливалась Марина Влади, когда приезжала в СССР. Она не могла постоянно находиться в Советском Союзе — во Франции у нее оставались трое детей от двух предыдущих браков, кроме того, она активно снималась в кино.
Стены этой квартиры помнят множество сопровождавших их роман международных телефонных звонков вроде тех, которым посвящена песня Высоцкого «07»: «А, вот уже ответили… Ну, здравствуй, это я!»
Яузская улица, дом 5  Здесь играл Глеба Жеглова в 1979 году
Двор этого дома стал знаменит тем, что в 1979 году именно здесь снимали сцену из фильма «Место встречи изменить нельзя», в которой Глеб Жеглов у подвала арестовывает Горбатого и убивает Левченко.
«Место встречи…» — последний фильм, в котором снялся Владимир Высоцкий. Его всесоюзная слава началась с фильма «Вертикаль» 1967 года, а Марина Влади считала лучшей его роль доктора фон Корена в фильме «Плохой хороший человек».
Малая Грузинская улица, дом 28  Здесь жил с 1975 года до самой смерти
Первая и последняя своя квартира Владимира Высоцкого. В 1975 году он купил ее в известном по тем временам кооперативе художников. В подвале этого дома устраивали выставки, а среди его знаменитых жителей были, например, кинорежиссеры Никита Михалков и Александр Митта. С последним Высоцкий дружил и снялся у него в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
В этой квартире в ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер. Ему было 42 года.
Музей Владимира Высоцкого (улица Высоцкого, дом 3)
До переименования эта улица носила название Нижнего и Верхнего Таганских тупиков. Идея устроить мемориальный музей Владимира Высоцкого возникла в Театре на Таганке. Поручение Совета Министров СССР о создании музея вышло в январе 1989 года. Чуть позже под него отдали расселенное здание неподалеку от театра. Непосредственной связи с Высоцким оно, казалось, не имело. Однако все изменило изучение съемки, сделанной итальянскими телевизионщиками при жизни актера и поэта. Приехав в театр, они захотели снять его в антураже Москвы его детства, и Высоцкий привел их во двор здания, которому суждено было стать его музеем.
Тогда же была сделана черно-белая фотосъемка на фоне кирпичной стены, известная поклонникам Высоцкого по многочисленным настенным календарям. Некоторое время считалось, что фоном послужили дома в Большом Каретном переулке, однако локацией этих снимков был Нижний Таганский тупик. Фрагмент стены до сих пор специально сохраняют сотрудники музея в том же виде, что и на фотографиях.
Материал подготовлен совместно с агентством «Мосгортур»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео