Ещё

Музейный вандализм: Грозный убивает сына, а затем «убивают» самого Грозного 

Фото: РИА Новости
В этот день, … лет назад
Двадцать девятого января 1913 года в Третьяковской галерее душевнобольной посетитель изрезал картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван".
Он бросился на полотно с криком: «Довольно крови!» и нанес три удара «серповидным ножом садового типа», как писали потом газеты. Все они пришлись на изображение Ивана Грозного.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»Вандалом оказался Абрам Балашов — 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта. Ранее он неоднократно бывал в Третьяковке, смотрел картины, был хорошо известен смотрителям. И никто не подозревал, что Балашов ненормальный, так как он вел себя всегда скромно и корректно. И в тот роковой день он тоже поначалу вел себя тихо. Пройдя несколько залов, постоял перед картиной «Боярыня Морозова», что-то шептал под нос. А при входе в зал, где находилась картина Репина, он вдруг преобразился: с неистовым криком бросился к картине и начал наносить удары ножом…
Потом уже выяснилось, что душевная болезнь Балашова — это семейное. Его сестра содержится в городской Алексеевской психиатрической больнице, там же умер брат.
Хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о порче картины, в припадке аффекта бросился под поезд. Впрочем, напрасно. Во всех смыслах.
Срочно приехал в Москву автор картины Репин. Увидев изуродованное полотно, он с минуту стоял как окаменевший. Потом начал метаться и причитать:
— Боже, какой ужас! Какое несчастие!
Его пытаются успокоить, предлагают кресло.
— Нет, я уже сидел, спасибо, — отмахнулся Репин. А потом с отчаянием говорит художнику Отроухову:
— Да ведь это же непоправимо!
Репину объясняют, что это не так. И через некоторое время он соглашается, что повреждения все-таки поправимы. «Я сам все исправлю!», — говорит художник.
И, действительно, Репин самолично переписал голову Ивана Грозного… Однако новая живопись сильно контрастировала со старой. Что, впрочем, не удивительно: за 20 лет с момента создания картины манера письма и взгляды художника на живопись сильно изменились.
После отъезда Репина Игорь Грабарь, возглавлявший Третьяковскую галерею, еще раз внимательно осмотрел полотно. Ему авторская реставрация не понравилась. И тогда Грабарь принял экстравагантное и смелое решение: стер положенные Репиным краски, еще не успевшие высохнуть, и заново отреставрировал поврежденные места. А для вящей убедительности покрыл это место лаком.
Судя по всему, реставрация была идеальной. Спустя какое-то время Репин вновь приехал в Москву. И, конечно, не миновал Третьяковской галереи. Долго стоял перед своей картиной… но так ничего и не заметил.
Картина Рембрандта «Даная» на реставрацииЕще об одном крупном акте вандализма в наших музеях слышали многие. В июне 1985 года в Эрмитаже некто Майгис, 48-летний житель Литовской ССР, выплеснул склянку с серной кислотой на картину Рембрандта «Даная». Краска немедленно начала пузыриться и менять цвет. А вандал еще успел дважды порезать картину ножом.
У Майгиса экспертиза обнаружила вялотекущую шизофрению. Впрочем, он был человеком недалеким во всех смыслах, даже в смысле элементарного образования. Перед тем как поливать «Данаю» кислотой, он спросил у служащей музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.
Реставраторы не медля ни секунды бросились спасть «Данаю». Хотя многие эксперты лишь качали головами и говорили, что уже ничего нельзя поправить, картина потеряна навсегда. Утраты живописи составили 27%. Но реставраторы не сдавались — они сумели восстановить картину. На это ушло долгих 12 лет. После этого «Даная» вновь заняла свое почетное место в собрании Эрмитажа. Правда, теперь шедевр Рембрандта защищает бронированное стекло.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
У радио Sputnik отличный паблик в Facebook, а для тех, кто предпочитает отечественное, — «ВКонтакте».
Есть еще Twitter, где все кратко, но емко. И конечно, вас увлечет канал радио Sputnik в Telegram. Обещаем!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео