Залог успешных переговоров. История и традиции бизнес-ланча

Обед для русского человека - самый плотный и сытный приём пищи, совершенно другого мнения придерживаются британцы – родоначальники традиции деловых обедов. «АиФ-Челябинск» проследил зарождение традиции бизнес-ланчей в разных странах. Кофе и бутерброды Перенесёмся в Англию начала 18 века, ранее аграрная страна переживает промышленный переворот. Дельцы во всех уголках Британии начинают строить свой бизнес. Контор и офисов в привычном понимании у них тогда не было, и популярным местом для деловых встреч вплоть до 19 века были кофейни, где подавались разнообразные напитки. Мужчины, конечно же, предпочитали кофе или коньяк. Чай в то время был прерогативой женских компаний на званых приёмах, которые обычно проводились дома. И первым, кто попытался изменить привычки англичан, стал владелец одной из таких кофеен, чаеторговец Томас Твайнинг. В своём заведении он начал предлагать помимо прочего чай, а вместе с ним различные легкие закуски и десерты. Так впервые деловые встречи стали проходить за легким перекусом или бизнес-ланчем. Практически в тоже время стал популярен изобретенный 4-ым графом Сэндвичем одноимённый бутерброд. Граф был дипломатом, лордом Адмиралтейства и часто по долгу службы корпел над составлением географических карт. И чтобы не отвлекаться от работы, он просил класть мясо между двумя ломтиками хлеба - так руки оставались чистыми – и приносить прямо к рабочему столу. Эту моду быстро подхватили, и сэндвич стал неотъемлемым атрибутом бизнес-ланча. Ланч по-английски Более трёх столетий спустя отношение англичан к ланчу не сильно изменилось. Для них это по-прежнему любимый треугольный сэндвич. Вот только едят они его не в кафе или закусочных, а практически на ходу. Финансисты, трейдеры, менеджеры хватают бутерброды и спешат обратно в офисы. Большая удача, если в особенно тёплый денёк они позволяют себе перекусить на скамейках в сквере или парке. Это продиктовано не только активной деловой жизнью больших городов, но и экономией. Если взять Лондон, жизнь здесь довольно дорогая, самый простой обед из двух блюд в кафе обойдётся в 4 раза, а то и в 5 раз дороже сэндвича (стоимость которого 300-400 рублей). Прагматичные британцы, конечно же, предпочтут сэкономить. К тому же, как уверяют знатоки лондонской жизни, главным приёмом пищи для жителей столицы остаётся ужин, на которой они готовы потратить и силы, и деньги. Популярными в обеденный перерыв остаются бургеры. Они отлично вписываются в британскую концепцию бизнес-ланча, потому что их можно взять с собой и они достаточно сытные. Даже шницель, традиционно основное блюдо, англичанам предлагают уложить в пшеничную лепешку с овощами. Конечно, в Лондоне есть заведения, которые стараются предлагать вкусную и более полезную альтернативу фаст-фуду - это салаты, суши, лапша, даже супы в картонных коробочках. И всё же, когда дело касается переговоров и сделок, экономные английские бизнесмены готовы раскошелиться, и бизнес-встречи они, как правило, проводят в престижных кафе и ресторанах. Кругосвет в обед Интересны традиции других стран в отношении обеденного перерыва и предпочтений в еде. Например, китайцы с особым трепетом относятся этому приёму пищи. Обеденные 12 часов для них неприкосновенны. В этой стране вообще наблюдается культ еды. Обеденный перерыв у китайских работников длится 2 часа и легким перекусом дело не ограничивается, обычно это сет из трёх блюд. На предприятиях работают собственные кухни-столовые, но также распространена доставка еды. Работники небольших фирм обычно покупают обеды в ланч-боксах, которые продаются по всему городу. Боксы имеют четыре отделения, здесь чаще всего лежат рис с мясом, овощи или пельмени. В Японии популярны бенто-ланчи, по сути, это те же китайские ланч-боксы. В них обычно кладутся коричневый рис, обжаренная в муке курица, картофельный салат, фасоль и помидоры черри. Часто работники готовят и приносят такой обед из дома. В противном случае можно всегда выйти из офиса и отобедать в одной из тысяч лапшичных, где выбранное блюдо повар приготовит прямо при клиенте. Американцы не предъявляют каких-то особенных требований к обеденной еде. Это может быть фаст-фуд с газировкой, классический сэндвич с чипсами или обед, заказанный прямо в офис. Едят они за рабочим столом, не отвлекаясь на долгое общение с коллегами. В одном из исследований чуть больше половины американцев подтвердили, что успевают расправиться с обедом за 20 минут и снова приступают к работе. В Германии обед занимает полчаса. Причем перекусить можно в любой период рабочего дня, а можно и совсем отказаться от ланча и уйти домой на полчаса пораньше. Немцы не любят носить завтраки и обеды из дома. На больших предприятиях есть корпоративные столовые, можно заглянуть и в городские кафе или забежать за сэндвичем и салатом в ближайший супермаркет. Конечно, большинство немцев предпочитают горячей обед с основным блюдом и десертом. Любители плотно пообедать – испанцы. На ланч они уходят с 14 до 16 часов дня и начинают приём пищи с салата или супа. Затем следует мясное или рыбное блюдо – часто это паэлья - и обязательно десерт. Испанская сиеста подразумевает, что никто никуда не торопится и все наслаждаются заслуженным отдыхом. Опаздывать на рабочее место после сиесты для испанцев норма. Излюбленные место посещения – это кафе и рестораны, где коллеги собираются большими компаниями. Бизнес-ланч во Франции начинается в 12.30 и может закончиться в 14-15 часов. Большинство сотрудников обедают в корпоративных столовых, где большую часть чека они оплачивают специальным купоном, выданным компаний. Социальные купоны на еду, в большинстве номиналом около 5 евро, можно потратить и в уличных закусочных или просто купить еду и приготовить обед дома. Бизнес, как правило, во время ланча не обсуждают, все деловые моменты оставляют в прямом смысле на десерт. Деловые встречи вообще не принято проводить в шумных кафе, им предпочитают уютные бары при отелях. Обед француза – легкая закуска (или салат), основное блюдо, за ними десерт и кофе. Советские традиции Что же Россия? В 18-19 веке именно обед был временем, когда дворяне обсуждали дела. Хозяин принимал посетителей, раздавал указания экономкам и управляющим. Застольный этикет обязывал подавать блюда в строгом согласии с чином и положением в обществе. По правую руку от главы семьи сидела жена, по левую – наиболее почётный гость. О гостеприимстве русских дворян ходили легенды среди иностранцев. Нужно ли говорить, что разнообразие и количество блюд на столах могли удовлетворить любой вкус. На смену царским и дворянским пышным приёмам пришёл советский комплексный обед. Большие заводские столовые были одинаковы со всех уголках Союза, обед был тоже один для всех, суп и горячее. Более дешёвый вариант – суп, второе и компот, подороже – суп, горячее, компот, а также салат и пирожок. Пообедать можно было и в буфете, правда такой ланч обходился в два раза дороже, зато можно было повыбирать: несколько видов салата, два-три супа и горячего с гарниром, выпечка, даже сосиски в тесте. Столовые были открыты пару часов, обычно с 12 до 15, рабочие разных цехов обедали в своё время, чтобы не было очередей. Разумеется, были и те, кто приносил обед с собой в банках. Современный бизнес-ланч с одной стороны отличается разнообразием из-за множества заведений, специализирующихся на кухнях разных стран мира, с другой стороны демонстрирует традиции советского прошлого – это по-прежнему три блюда: салат, суп, горячее. Сегодня есть прямо за рабочим столом считается неприличным, запахи мешают рабочей атмосфере, а цены в хороших столовых практически сравнялись с предложениями бизнес-обедов в кафе и ресторанах. Если заглянуть в меню бизнес-ланчей кафе средней руки, можно заметить, что стоимость всего комплекса иногда меньше стоимости одного блюда. По признаниям рестораторов, на обедах стараются много не зарабатывать, и накрутка на цены таких блюд в два раза меньше, чем на ассортимент основного меню. Бизнес-ланч – это в первую очередь реклама кухни, он должен быть доступным, быстрым, а главное вкусным, тогда и заведение станет для гостя любимым.

Залог успешных переговоров. История и традиции бизнес-ланча
© АиФ