Фотореализм и 3D-портреты. Беседа с Ian Spriggs

Ian Spriggs –художник по персонажам, живущий в пригороде Ванкувера. Его портфолио состоит из невероятных по реализму портретов, и мы с нетерпением ждали возможности узнать у него, как ему удается создавать такие сложные модели. В этой статье вы узнаете мнение Ian о том, как избежать эффекта «зловещей долины», как делать модели близких друзей и родственников и что он советует начинающим художникам, ступившим на путь создания фотореалистичных работ. Моя страсть к портретам возникла задолго до того, как я начал создавать их сам. Я всегда любил историю искусств, таких мастеров как Караваджио, Рембрандт и Вермеер. Это все, что я хотел изучать, когда поступил в художественную школу в 1998. То, как эти художники передавали эмоции своих моделей, вдохновляло меня. Даже несмотря на то, что вас с ними разделяют сотни лет, вы до сих пор можете понять этих людей и прикоснуться к их переживаниям. Это то, что я хотел воплощать в моих работах. Я был художником по персонажам, но мне важнее было создать связь с моими зрителями, поэтому я сосредоточился на портретах. Portrait of Tony До этого моя работа заключалась, в основном, в создании цифровых двойников для кинофильмов. Я моделил их в Т-позе и чувствовал, что им не хватает эмоций, и я всегда хотел показать их личность. Сначала я бросил себе вызов, решив создать автопортрет и оценить, смогу ли я сделать работу так, чтобы избежать эффекта «зловещей долины» и создать связь между моделью и зрителем. (Эффект «зловещей долины» (англ. uncanny valley) — гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно (но не точно) как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей). Я всегда делаю только портреты тех людей, которых знаю лично, потому что считаю — важно понимать человека, чтобы точнее выразить его настроение. Сейчас у меня за плечами есть несколько работ, и я осознаю, как много всего мне еще предстоит изучить, и как много предстоит сделать, чтобы лучше изображать характер моих моделей. Самая сложная задача при работе в 3D — избежать эффекта «зловещей долины». Вы можете создать достоверного цифрового персонажа, но если что-то в нем не так, то он будет выглядеть странно. В 2D этой проблемы нет, и я думаю, это благодаря тому, что в живописи присутствует авторский стиль – индивидуальная манера работы кистью и несовершенства, которые она создает. В 3D любая помарка выглядит плоско и придает работе незавершенность. В 3D все создается намеренно и нельзя полагаться на то, что компьютер исправит ваши ошибки. Даже хаотичность, которую создает компьютер, на самом деле совсем не хаотична, и может стать проблемой, если это не учитывать заранее. Portrait of David Spriggs Я не говорю, что живопись легче. Там другие проблемы, которых нет в 3D, например, сложность в коррекции работы. Ракурс камеры, освещение, композицию можно изменить в любой момент, а в 2D вы заранее должны четко понимать, какой результат хотите получить. Также 3D – относительно новая область, и нам самим часто приходится искать, какие варианты работают, а какие нет. Но независимо от того, с каким материалом вы имеете дело, портрет – самый большой вызов в искусстве. Мы веками ищем способы передачи эмоций, хотя все с рождения знают, как выглядит человеческое лицо, и я испытываю уважение ко всем художникам, которые принимают этот вызов. Portrait of Pamela Spriggs Я считаю, что научился нескольким приемам, которые позволяют обойти «зловещую долину» стороной. Например, персонажи в Т-позе всегда будут выглядеть неестественно. Как бы мы того не желали, мы не симметричны, поэтому когда мы встаем в Т-позу, то неосознанно всегда наклоняемся в одну из сторон. Если я правша, то мышечная масса правой стороны тела у меня будет больше. Portrait of Liz and Gabriel Также очень сложно полностью скрыть эмоции, даже если стоишь ровно. Вы можете быть нетерпеливым, вам может быть некомфортно, и это проявится. Т-позы с бесстрастными лицами никогда не будут выглядеть реальными, неважно насколько технически правильно они выполнены. Люди всегда выражают какую-то эмоцию. Еще я считаю, что мы, люди, находимся на линии времени, но в 3D нет «до» и «после». Если мы верим, что у наших персонажей есть какие-то мысли, то мы можем избежать эмоциональной статичности. Если они думают, то у них есть история или мысли о будущем. Вера в то, что у персонажа есть опыт реальной жизни, придает ему эмоциональности, которая в свою очередь, делает его живым. Перед началом любого моего портрета, я всегда пытаюсь представить, о чем думает моя модель, и отталкиваюсь от этого. Вот почему я предпочитаю знакомиться с людьми, чьи портреты я создаю, чтобы лучше понять ход их мыслей. Я видел мультипликационных персонажей, которые казались реальными и живых людей, которые выглядели неестественно. Portrait of Liz and Gabriel Да, я всегда устраиваю фотосъемку моих моделей. Обычно я делаю 100-150 фотографий, которые помогают мне в моделировании и текстурировании. Я создаю небольшой подиум, где я снимаю модель, варьируя свет, позы и выражения лица. После этого я совмещаю некоторые фото вместе, например, голова с одного снимка, рука с другого, делаю цветовую коррекцию и организую композицию, чтобы получить набросок будущей работы. Я также снимаю человека со всех ракурсов. Затем я начинаю моделирование — сначала помещаю базовый меш с ригом в нужную позу, а затем делаю скульпт, используя каждый ракурс фото. Иногда можно запутаться, потому что на каждом фото выражения лица разнятся, но тут помогает мое творческое чутье и знание анатомии. Я думаю, очень важно иметь под рукой фотореференсы, когда я создаю портрет. Иногда я делаю лицо, которое выглядит хорошо, но не раскрывает эмоции моей модели, поэтому приходится переделывать. Я думаю, что создание цифрового персонажа и портрета – разные вещи. При работе над портретом я должен быть уверен, что не помещаю в работу свое художественное видение. Портрет должен достоверно передавать модель, и это тонкая грань, которую я пытаюсь освоить. Twins, Stephanie and Mike Blomkamp Если ваша цель — фотореализм, то самым сложным будет не выражать ваш авторский стиль в вашей работе. Технически это почти невозможно. Фотореализм означает, что модель должна точно соотвествовать реальному человеку, а мы как художники всегда вкладываем себя в наши работы. Выражая свою точку зрения на мир, мы задаем индивидуальный стиль. Я хочу думать, что когда люди видят мои работы, они понимают, кто автор еще до того, как прочтут мое имя. Но если это абсолютно фотореалистичная работа, то вы никогда не догадаетесь, кто ее сделал. А вот в живописи вы легко узнаете авторов по их стилю. Portrait of Steve Wang Моя цель не в том, чтобы сделать модель, похожую на фото, а выразить свой стиль и себя самого через мою работу, даже если я создаю портреты других людей. Если вы хотите, чтобы ваши работы были фотореалистичными, то они должны основываться на реальности. Даже если ваше чувство прекрасного говорит, что их можно приукрасить, делать этого нельзя. Я бы даже сказал, что некоторые фотографии настолько сильно отретушированы, что становятся менее реалистичными. В любом случае, на эту тему можно долго рассуждать, поэтому я, пожалуй, остановлюсь. Ошибки в анатомии. Несколько лет назад, когда я начал делать персонажей, мой супервайзер дал мне задание целую неделю моделить глаз. Я, естественно, подумал, что это перебор, но сделал так, как он сказал. Спустя неделю у меня была модель глаза, которую я считал хорошей. Я сравнил ее с ранней версией в начале недели и не мог поверить, какая огромная разница была между ними. Первая модель была ужасна. Я обобщал большие формы и позволял моему воображению заполнять пробелы в аспектах, которыx я не понимал. За неделю я узнал как на самом деле выглядит глаз, я проработал каждую его деталь, и многому научился в процессе. Portrait of Graham and Amanda Я осознал, что освоение анатомии никогда не заканчивается, и чем больше учишь, тем больше предстоит изучить, но чем больше ты знаешь, тем достовернее выглядит твоя модель. По мере того, как я делаю новые работы, я замечаю все больше недостатков в предыдущих портретах. Мне нравится, что я вижу ошибки в них, это значит, что я расту, но это также значит, что у меня никогда не получится идеального портрета. Portrait of Graham and Amanda Честно говоря, я не делаю ничего особенного. Я просто смотрю на мою работу часами напролет; засыпаю с мыслями о ней и просыпаюсь с мыслями о ней. Когда я делаю портрет, я почти одержим процессом его создания. Я могу провести недели, моделируя веки, или нос или морщину на лбу. Иногда мне везет и у меня получается правильно с первого раза. Но обычно я иду к нужному результату путем проб и ошибок. Если учесть все ошибки, то получится, что за время создания одного «правильного» портрета я делаю сто «неправильных». И я продолжаю работу до желаемого результата, потому что в персональных проектах нет дедлайнов. Portrait of Sean Frandsen Когда я занимаюсь детализацией, я могу сделать один участок, который хорошо выглядит, но иногда он не гармонирует с другими аспектами портрета. Моя задача – сбалансировать все элементы образа. Я считаю, что для этого нужно работать над моделью целиком, добавляя детали равномерно. Когда я занимаюсь детализацией я учитываю: вариацию в прядях волос, толщину ресниц, толщину век, соотношение жира и мышц, как ткань ложится на тело, какова ее толщина, размер зрачков, размер пор (карты XYZ очень помогают при детализации кожи), глубина морщин, действие гравитации на тело, линию роста волос… Думаю, этот список можно еще долго продолжать… Portrait of Sean Frandsen Наверное, это мой автопортрет. Это моя первая работа, лично для себя, чтобы выяснить, насколько качественную и выразительную модель я могу создать. Я получил много положительных отзывов от CG-сообщества после ее публикации, и это было неожиданно. Люди выражали мне свою поддержку, и это вдохновило меня продолжить создание портретов. Я чувствую, что каждая моя работа – уникальна, за каждой из них стоят особенные эмоции. Я по-разному знакомлюсь с внутренним миром моих моделей и всегда чему-то учусь в этом процессе. Self-Portrait Портрет Нила Блокампа запомнился тем, что я сделал его, когда только начал работать с ним в OatsStudios. Это компания, которая изменила мою жизнь, и портрет служит напоминанием об этом. Два портрета родителей напоминают мне о том, кто я и откуда родом. Двойные портреты, которые я создал, наводят на мысли о нашей связи с другими людьми и важности отношений. Portrait of Geoffrey Spriggs Я-то как раз могу часами смотреть на чье-то лицо, но, думаю, модели чувствуют себя немного не в своей тарелке. Они знают, что я тщательнейшим образом их изучаю, а потом выкладываю результат онлайн, на всеобщее обозрение. Они могут чувствовать себя уязвимыми. Когда я начинаю работать, то вижу, что каждое лицо по-своему прекрасно и пытаюсь это передать. Я люблю проводить часы напролет, пытаясь понять, что человек собой представляет. В этом процессе я попадаю «в поток», когда теряю ход времени, и оно пролетает незаметно. Portrait of Richard Spriggs Реакции обычно бурные, кто-то очень рад, кто-то нет. Когда моя невестка Хизер увидела себя, то почти ничего не сказала. Думаю, она была удивлена тем, как я ее изобразил, но потом она полюбила свой портрет. Сначала люди думают, что на портрете они увидят себя такими, какими себя представляют, но это – отражение моего видения их. И конечно, это не фотография, так что отражение не всегда точное. Я считаю, что всем моим моделям нравятся их портреты, они понимают, сколько времени и энергии я вложил, и ценят мои усилия. Portrait of Heather Spriggs Это мой друг Тони, татуированный панк. Мы были соседями по квартире 15 лет назад и по сей день остаемся хорошими друзьями. Я думаю, что этот портрет отличается по стилю от остальных, в нем меньше духа барокко и больше современности. Portrait of Tony Я считаю, что это – сложнейшая задача в искусстве. Люди оценивают персонажей критичнее, чем существ. Все знают, как выглядит лицо и если с портретом что-то не так, то они укажут на это. Если работа выглядит реалистично, то некоторые посчитают, что это скан, и ее сделал компьютер. Такая реакция иногда может вывести из равновесия. Portrait of Neill Blomkamp Мой совет всем художникам – не обращайте на это внимание и делайте свое дело. Вы приняли величайший вызов – создание человеческой фигуры и вы работаете новыми для нашего поколения инструментами. Ни один художник по персонажам не может сказать, что он мастер в этой области, даже лучшие художники сомневаются в себе, поэтому не отчаивайтесь и усердно трудитесь. Если Вы хотите узнать больше о методах работы этого художника, обратите внимание на статьи: Секреты цифровых портретов от Ian Spriggs и Портрет Памелы Сприггс от Ian Spriggs. Оригинал статьи находится тут. Больше статей на канале в Telegram.

Фотореализм и 3D-портреты. Беседа с Ian Spriggs
© DTF.RU