Симфония морской стихии Айвазовского покорила жителей белорусского Полесья

Симфония морской стихии в полотнах Ивана Айвазовского покорила сегодня ценителей изобразительного искусства в Музее Белорусского Полесья, информирует БЕЛТА. Жителей Пинска и его гостей ожидал проект "Море - любовь Айвазовского", посвященный 200-летию этого непревзойденного российского мариниста. Основной точкой интерактива стала картина "Море", написанная академиком Императорской Академии художеств и членом академий художеств Амстердама, Рима, Парижа, Флоренции и Штутгарта в 1847 году. Зритель, глядя на нее, смог ощутить и запах морской воды, и буйство стихии, ее переменчивость и непостоянство, комментирует работу старший научный сотрудник музея Ирина Федорович. Кураторы интерактива пытались представить мариниста не только как уникального художника-романтика, но и как состоявшегося философа своей эпохи. Главное в картинах художника, по оценке искусствоведов, - гармония трех элементов: света, воздуха и воды. Сохранились и документальные свидетельства от восприятия его работ. Рассказывают, в частности, что когда Иван Константинович на правах хозяина мастерской распахнул ее двери перед Ильей Репиным, - тот от неожиданности остолбенел, настолько ослепительным оказался эффект солнечного света, исходящий от полотна "Девятый вал". Правда, в восприятии творчества даже таких титанов, подаривших миру свой взгляд на морскую стихию в ее жестоком могуществе, случались и прозаические "штили". Критика в середине прошлого столетия даже пыталась упрекнуть мариниста в "камерности" темы, не отвечающей запросам динамичного XX века. Кстати, проект "Культурный выходной" в Пинском музее проходит дважды в месяц. А всего в музейных фондах республики хранится свыше десятка живописных и графических работ Айвазовского. Одним из самых больших полотен мариниста в Национальном художественном музее республики считается "Буря на Азовском море в апреле 1886 года" (1887 г.). В минский музей она попала из частной коллекции Лидии Руслановой, а до этого ее владельцем был исследователь Арктики Владимир Русанов. Кстати, картина имеет еще две авторские версии: одна, под названием "Кораблекрушение", находится в Румынии, вторая - "Буря" - в Ярославле. Между прочим, в основе сюжета - реальная история. Из-за непогоды весной 1886-го корабль "Ястреб" начал тонуть, судно разнесло в щепки. Из всего экипажа выжил лишь матрос Еремченко, который привязал себя к мачте и провисел там несколько суток, ожидая помощи.

Симфония морской стихии Айвазовского покорила жителей белорусского Полесья
© Российская Газета