Ещё

«Айфон — это ангел»: как драматурги пугают зрителей технологиями будущего 

«Айфон — это ангел»: как драматурги пугают зрителей технологиями будущего
Фото: ТАСС
Спектакль Siri в духе сериала-антиутопии «Черное зеркало» в театральном центре Мейерхольда рассказывает о будущем, где алгоритм-помощник имеет политическую программу ("сокращение бедности, сохранение окружающей среды…"), а самая продвинутая версия заботится о здоровье пользователей и даже умеет лечить рак. Для героев постановки, попавших в любовный треугольник, служит собеседником, психологом и в итоге решает их судьбы.
Аня, Женя, Шура и Сири
В центре небольшого зала центре Мейерхольда по часовой стрелке движется мини-сцена с четырьмя стульями на высоких ножках. Их занимают, соответственно, четыре героя: Шура — мужчина, Женя — его жена, Аня — романтическая героиня, влюбленная в Шуру, Сири — с виду хрупкая девушка с безупречно-гладкими черными волосами и легким акцентом «под робота», на самом деле, «эволюционировавшая постоянно обучаемая программа по распознаванию образов», как говорится в программе спектакля. Луч света попеременно освещает двух героев: тогда они ведут диалог. Или направлен на одну Сири — тогда она говорит монолог. Аня и Женя незнакомы и не разговаривают друг с другом. Все герои выглядят как обычные современные люди, они одеты в кэжуал, в руках держат смартфоны, разговаривают друг с другом о технологиях, а еще часто задают вопросы Сири, пытаясь разрешить человеческие сомнения:
— Сири, как мне перестать смотреть на других людей и завидовать им? — спрашивает Женя.
— Ищу «на других людей и завидовать им как мне перестать» в магазине iTunes Store.
— Сири, почему ты такая тупая?
— Я могу установить обновление системы Siri. Новая Siri может использовать в разговоре ваши записи из социальных сетей. Это значительно повысит уровень эмпатии.
— Установи обновление.
Женя и Шура воспитывают ребенка. За годы в браке они устали друг от друга. «Я была на семинаре по полиамории», — заявляет Женя. Супруги эмоционально обсуждают идеи свободных отношений, закипают от ревности и ссорятся. Шура идет встречать рассвет с Аней. Сири показывает Жене, где и с кем находится ее муж, а также выдает всю историю их знакомства с Аней, которую может увидеть в социальных сетях: количество лайков, совместные фотографии, число общих друзей. Впрочем, Жене не о чем беспокоиться: Шура говорит Ане, что она «очень хорошая», но ему нужно ехать домой, «развешивать носки дочери на маленькие прищепки. И это не изменится».
Аня тоже постоянно советуется с Сири. Только электронная помощница не собирается слепо помогать влюбленной Ане, а имеет свой справедливый план на судьбы героев. Она пытается «починить» семью Жени и Шуры. Аня устанавливает экспериментальную версию искусственного интеллекта, которая продлевает ее жизнь, умеет «менять патогенные гены в организме, отслеживать жизненно важные показатели, лечить рак». Робот становится все умнее и значительнее для людей. Но становятся ли герои более счастливыми?
В финале над всеми персонажами, кроме Сири, гаснет свет. Помощница долго и медленно диктует Шуре список продуктов, которые нужно купить: «Сыр камамбер из Пензы, сметана 20% жирности». То есть сверхразвитая Сири, делает простую работу, на которую способна и сегодня, но ее возможности в будущем почти безграничны. Зрители в этом часовом спектакле часто смеются над простыми и злободневными диалогами героев, но больше задумываются: «А что действительно произойдет в будущем? Поработят ли нас технологии?»
Наташа, Леша и Сири
 — стройная девушка в джинсах, модных очках, с гладким каре, — автор сценария. Она пришла в театральную среду из журналистики, раньше писала в «Русский репортер» о музыке.  — режиссер, ученик , это он захотел поставить пьесу Наташи. В спектакле играет Шуру. После окончания мы сидим с ними в комнате, где актеры пьют чай. Авторы вспоминают о том, что чаще всего говорят люди о спектакле.
"Одна женщина сказала мне: «Это очень грустная история». Она говорила о любовном треугольнике, то есть она задумалась не о технологиях, а об отношениях", — рассказывает Наташа.
"Мне говорят: «Она же всех поработит. Надо этому противостоять», — добавляет Алексей. Я отвечаю: «Вроде бы нет. Считаю, что человека может поработить все что угодно. Боишься гаджета — выключи и все».
"Мне кажется, разговоры о том, что телефон и интернет зло — это глупость. Все удобства сейчас приходят в рамках вот этой умной электроники, — Наташа вертит в руках черный айфон и уходит в философию. — Вот айфон — это ангел, это добро. Я в этом году купила айфон и макбук — беру в руки и радуюсь. У меня есть приложение, которое следит за моим сном, и еще куча удобных вещей".
Раньше Наташа не интересовалась технологиями. Кстати, и помощницей Сири начала пользоваться параллельно с тем, как работала над сценарием. Но идея пришла раньше, и она помнит точную дату: 1 апреля 2016 года. «Я зашла ночью в круглосуточный книжный — „Республику“ на Воздвиженке. Незадолго до этого меня заняла мысль о том, что весь поток информации, который мы получаем, по сути, однообразный. Мы интересуемся чем-то одним и получаем больше и больше информации в этом же направлении. И чтобы вырваться из этого однообразного потока я ходила в книжные магазины, чтобы смотреть на книги, которые бы меня не заинтересовали: бизнес, психология. Тогда мне попалась книга Рэя Курцвейла „Эволюция разума“. Я прочитала ее прямо в магазине. Основные идеи моей пьесы взяты из этой книги.
Футуролог Рэй Курцвейл подробно описывает будущее искусственного интеллекта. Впрочем, Наташа и Алексей говорят, что в спектакле нет отсылки на запредельно-фантастические технологии. Все уже существует, пусть и в зачаточном состоянии. „Есть боты-психотерапевты, которые могут общаться с тобой о переживаниях, — перечисляет Наташа. — Есть медицинские гаджеты, которые измеряют давление, впрыскивают в определенное время инсулин диабетикам“. Siri для центра Мейерхольда — успешный спектакль: все стулья в зале всегда заняты, а дополнительной рекламы он не требует, объясняет Зайцева, люди приходят по „сарафанному радио“.
»Да, технологии в театре — это тренд, — кивает Наташа. — Это приходит и будет развиваться".
"При этом я не думаю, что внедрять роботов в спектакли — это честно, рассуждает Алексей. — Это эффектно, но вот то, чем люди восхищаются, — это робот шагает на двух ногах по залу. А этот шагающий робот — далеко не самое убедительное, на что способен искусственный интеллект. Лично меня больше вдохновляет неочевидное: звуки. Для начала: сегодня роботы пишут музыку. Но главное, что вокруг нас больше искусственных звуков. Послушайте сейчас — кулер, лампы, машины за окном. Когда люди не говорят и наступает тишина, в ней слышно, как работают технологии".
Видео дня. Угон самолета, который 40 лет оставался загадкой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео