Ещё

Блокчейн как искусство. В Эрмитаже открылась высокотехнологичная выставка 

Фото: АиФ Санкт-Петербург
Эрмитаж в Петербурге по праву считается одним из самых прогрессивных музеев не только России, но и всего мира. Этот факт еще раз подтвердила выставка «Инновация как художественный прием», открывшаяся в Манеже Малого Эрмитажа 25 мая. Экспозиция представляет собой 14 художественных работ, в которых искусство основывается на современных технологиях. Инсталляции наделены искусственным интеллектом: они способны «чувствовать» приближение человека, переводить текст в изображение, заставлять почувствовать страх перед завтрашним днем.
«Лет 40 назад мы считали, что технологии всем понятны, — вспоминает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Теперь же снова возрождаются дискуссии на тему, угрожает нам искусственный интеллект или нет. Этот проект родился от осознания почти неуловимой связи между технологией и искусством. Главное, чему учит эта выставка — блокчейн становится искусством, только если его адреса написаны кровью их создателя, а графеновые чернила приобретают особый смысл, когда автор владеет еще и чудом китайской туши».
«Роботы живут своей жизнью»
Современную жизнь нельзя представить без технологий. Люди уже привыкли к тому, что все свои планы можно уместить в смартфон, а «умная» розетка спасет от пожара. Искусство также не остается в стороне от науки. Именно взаимодействию творчества и высокими технологиями и посвящена новая выставка в Эрмитаже.
«Наш музей наполнен роботами — подъемниками, осветителями, увлажнителями, датчиками, коммутаторами, роботами, — отмечает заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки Дмитрий Озерков. — Они живут своей жизнью. Мы уходим и возвращаемся, а они продолжают контролировать самые разные процессы в музее. Современное искусство — единственное в своем роде, которое может начать диалог с этими роботами».
На выставке представлено 14 проектов художников, которые работают с технологическим искусством, форматом Art&Science, искусственным интеллектом и другими практиками. По словам Озеркова, при создании своих инсталляций мастера ориентировались на статью Виктора Шкловского «Искусство как прием». Она была издана сто лет назад, но остается актуальной по сей день. Отсылка на статью есть и в названии выставки.
Инсталляция с кровью художника
Все инсталляции на выставке «Инновация как художественный прием» были созданы с применением новейших технологий. Например, скульптор из Германии Бьерн Шульке поместил терменвокс в шар из стекловолокна. В зависимости от позиции человека по отношению к этому шару экспонат начинает производить разные звуки. Таким образом, статичная инсталляция все равно передает эстетику движения. Похожий принцип действия и у интерактивной скульптуры Дэниэла Розина «Деревянное зеркало». Эта конструкция выполнена из деревянных квадратов-пикселей, которые вращаются и воспроизводят любой оказавшийся перед ними предмет.
Московский скульптор Дмитрий Каварга при помощи металлических конструкций, двигателей, полимеров и композитов создал объект «Поглощающий концепты». Он умеет переводить текст в изображение. Для этого зрителю достаточно взять страницу с историческим, научным, философским или новостным текстом и «показать» ее инсталляции. Глазами экспонату служит камера. «Прочитав» материал, объект приходит в движение. Щупальца-спицы начинают воспроизводить изображение. Его цвета, форма и линии зависят от эмоционального окраса, смысловой нагрузки и других характеристик текста. Цвета наслаиваются друг на друга и постепенно становятся необычной палитрой — образцом абстрактной живописи.
Художнику из США Кевину Абошу для создания своей работы краски и вовсе не понадобились. Вместо них автор использовал собственную кровь. На первый взгляд инсталляция «Личные вещи» — ничем не примечательные холщовые мешки с непонятными номерами. На самом же деле это — часть проекта Абоша под названием «I am a coin» («Я — монета»). Цифры и буквы на мешках — это блокчейн-адреса, отпечатанные кровью художника. Когда-то эти адреса имели ценность: они были ссылками на контракты по созданию 10 миллионов виртуальных произведений искусства из крипто-токенов. Доступ к контенту получить уже невозможно, поскольку ни один из приватных ключей не был сохранен. Блокчейн-адреса превратились в бессмысленный набор символов и стали личными вещами, оставшимися после художника.
«Контуры будущего»
Группа художников «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга доказала, что роботы могут не только копировать людей, но и заставлять их почувствовать страх. Не секрет, что одна из главных фобий человека — боязнь неизвестного, которая уживается вместе с ужасом неотвратимости. Что хуже — знать свое будущее или ждать чего-то неопределенного? Ответ на этот вопрос даст металлический куб с отверстием для руки. Протяните роботу ладонь — и он безошибочно определит, чего вы боитесь больше всего на свете.
Одной из главных работ выставки, бесспорно, стала инсталляция обладателя Нобелевской премии по физике, члена Лондонского королевского общества сэра Константина Новоселова. В 2004 году ученый открыл новую модификацию углерода — графен. Это вещество он решил объединить со своим увлечением — китайской живописью. Графеновыми чернилами физик нарисовал на рисовой бумаге ряд символом, выполненных в разнообразных стилях.
«То, что вы видите — это измерения одного из наших графеновых транзисторов, — объясняет Новоселов. — Мы взяли эти данные и нарисовали их графеновыми чернилами. Получается, графен рисует сам себя, свои собственные данные!».
Также на выставке можно увидеть вращающийся экран, который удваивает образы и воспроизводит их, живописное полотно, выполненное дроном по эскизу художника, новаторскую видеоинсталляцию, где образы генерируются по заданному алгоритму и многое другое.
«Одна из стратегий художника — удивить зрителя, заставить его посмотреть на мир по-другому, — считает Михаил Пиотрвоский. — Такой творческий взгляд помогает увидеть контуры будущего».
Выставка «Инновация как художественный прием» будет проходить в Эрмитаже с 25 мая по 3 июня.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео