Скворечники из старого паркета. Выставка Тадаси Кавамата
В Государственном музее искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке 25 августа впервые откроется выставка-инсталляция «На птичьих правах». Японский художник с мировой славой Тадаси Кавамата привез в Москву арт-объекты — гнезда и скворечники, созданные из строительного мусора. Экспонаты разместили в Итальянском дворике музея. Выставка посвящена пернатым, которые в японской мифологии считаются проводниками человеческих душ и символом времени. Ее открытие совпало с началом перелета птиц в теплые края. Первыми стартуют кукушки — священные птицы в японской традиции. Так, кукушка «хототогису» — птица-время. Она прилетает в Японию в мае, поет все лето, и потому ее называют японским соловьем. Для нее Тадаси Кавамата свил гнездо из природных материалов. В частности, использовал старый паркет из запасников филиала Пушкинского музея — усадьбы князей Голицыных. Каждый экспонат художник создавал с учетом интерьеров этого музея и культуры России. При этом он хотел максимально подчеркнуть связь Запада и Востока. На примере изысканных скворечников, которые не исчезли из жизни современных японцев, художник обращает внимание на то, что человек должен заботиться о птицах. Инсталляции сопровождаются цитатами из японской поэзии, в которой прослеживается образ птицы. Например, у поэта XVII века Мацуо Басе: «Ворон — скиталец, взгляни! Где гнездо твое старое? Всюду сливы в цвету». Ворон в японской культуре — символ удачи. Стрелять в него из лука считалось преступлением. Почтительное отношение к этим птицам, в частности, объясняется легендой, согласно которой ворона спасло солнце, проглоченное злым духом. Вороны живут долго — 300 лет. Паркету из усадьбы Голицына, построенной в 1684 году, — столько же. Японский мастер показывает, как сделать так, чтобы ценный материл не гнил в запасниках музея, а приносил пользу. Инсталляция доступна до 28 октября. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Марина Лошак, директор ГМИИ имени Пушкина: — Несмотря на то что Тадаси Кавамата давно живет на Западе, он настоящий японский художник с тонким пониманием гармонии и трепетным уважением к существующему в мире порядку. Он не любит работать с новыми, «неживыми» материалами. Для него важно «вплетение» в историю места. Именно поэтому для своего проекта в Пушкинском музее он собирает старые доски из бывшего Института философии, который до этого был частью усадьбы Голицыных, и таким образом соприкасается с историей старой Москвы.