Что предсказывали Петербургу древние пророчества

Наверно, в России нет другого такого города, с которым было бы связано только пророчеств. Проклятия начались с самого основания, что неудивительно — желание Петра I выстроить новый город не нашло понимания у народа. Смущенный реформами уклада жизни, народ свой страх перемен перенес и на город Петра.

Что предсказывали Петербургу древние пророчества
© pixabay.com

Начало этому положила еще последняя московская царица Евдокия Лопухина. Будто бы отправляясь в монастырь по приказу бывшего мужа Евдокия в сердцах воскликнула «Петербургу быть пусту». Об этом на следствии сообщил царевич Алексей. Так это или нет, но с тех пор поколения петербуржцев тревожат различные пророчества о судьбе города на Неве.

Диакон Троицкого собора незадолго до смерти Петра уверял, что явилась ему кикимора, которая предрекла городу гибель от наводнения. За распространение слухов его осудили на три года каторжных работ.

Известно старожилом и предание о казненных чухонских жрецов. Перед смертью один сообщил, что Петербург простоит столько же, сколько будут править потомки Петра, то есть 300 лет. Другой предупредил, что когда-нибудь финно-угорские народы объединятся и положат конец власти белых царей. А третий предсказал, что Петербургу наступит конец, когда в нем похоронят трех царей, пришедших с востока. Под это определение попадает и сам Петр, пришедший из Москвы, и Николай II, останки которого привезли с Урала.

Существует и распространенное пророчество, уже ставшее достояние фольклора, которое также приписывают уцелевшим мудрецам местных племен. Город будут терзать три несчастья — голод, злая вода и огонь. При этом перед каждым испытанием на небе будет появляться красная луна. Учитывая бурную историю Петербурга с его наводнениями, пожарами и Блокадой, невольно задумаешься об этой легенде. Впрочем, в предсказании есть и совет. Чтобы избавить город от бед, северную столицу должна объехать всадница на белом коне с тремя цветами.

Как будто зная об этих легендах, российские монархи предпринимали свои меры по защите города. Петр I перенес в Петербург мощи Александра Невского, Екатерина II повелела поставить памятник основателю города, а Николай I распорядился привезти египетских сфинксов. Если с мощами все понятно, то на последних двух моментах остановимся по подробнее.

Среди обывателей ходил слухи, будто в глубине города, под Сенатской площадью спит исполинский змей, который однажды может проснуться и разрушить город. И именно поэтому Медный всадник попирает змея, а для постамента выбран природный валун, а не обработанный гранит, например. Такой камень как замок запирает коварную рептилию.

Что же касается древних (XIV веке до н.э) сфинксов, привезенных из Фив, то по народным преданиям, они призваны удерживать Неву в повиновении и защищать город от наводнений. Есть и легенда, в которой предупреждается, что стражей нельзя трогать или переносить, иначе городу будет плохо.