Ещё

Как в Крыму изменилась жизнь после передачи его Украине 

Как в Крыму изменилась жизнь после передачи Украине
Фото: Русская семерка
В 1954 году принадлежавшая РСФСР Крымская область была отдана братской Украине. Это создало новые условия хозяйствования на полуострове, но в целом не изменило жизнь рядовых крымчан. Даже напротив — все достоинства и недостатки советской системы в Крыму были особенно заметны.

Нужны южане

Вопрос о передачи Крыма Украине по-прежнему вызывает множество дискуссий. Спорят не только об основаниях, но и о легитимности такого политического решения. Формальным поводом для передачи полуострова стала знаковая дата — 300-летие воссоединения Украины с Россией. Однако большинство экспертов сходится во мнении, что настоящей причиной судьбоносного решения Хрущева явился упадок экономики Крыма, которая должна была возрождаться в первую очередь силами Украинской ССР, имевшей близкие культурные, хозяйственные и географические связи с полуостровом.
К началу 1954 года в крайне запущенном состоянии находилось сельское хозяйство Крыма. К примеру, урожайность крымских садов составляла всего 20 центнеров с гектара, тогда как в 1940 году эта цифра превышала 55 центнеров. Еще хуже дела обстояли в животноводстве. Совхозы и колхозы были обеспечены кормами лишь на 37%.
Непростыми в Крыму были и социально-бытовые условия. Выступавший в 1954 году на партконференции секретарь горкома партии Феодосии заявил, что в городе нет воды и достаточного количества электроэнергии, не хватает продовольствия, а 40% жилого фонда находится в катастрофическом состоянии.
Многие из россиян, приехавших на восстановление Крыма преимущественно из Поволжья и северных регионов страны, так и не смогли адаптироваться к непривычным для себя условиям. Хрущев во время своего разговора с руководством Украины заметил, что в Крыму «нужны южане, которые любят сады, кукурузу, а не картошку».

Жизнь налаживается

Семьи украинских крестьян начали переезжать в Крым еще до его присоединения к республике, но с 1954 года это явление стало массовым. Активное заселение полуострова украинцами продолжалось вплоть до 1970-х годов. Уже в 1959 году население Крыма превышало 1 млн 200 тыс. человек, хотя после войны оно едва достигало 380 тысяч.
Экономическая и социальная ситуация на полуострове начала постепенно улучшаться. В городах стала восстанавливаться инфраструктура, открывались продовольственные магазины и универмаги, росли многоэтажные жилые дома. В 1959 году в Симферополе пустили уникальную систему междугороднего троллейбуса, связавшую столицу полуострова с южным берегом Крыма. Ее строили специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украины. Но наиболее важное событие произошло в 1963 году — именно тогда пресная вода по Северо-Крымскому каналу начала поступать из Днепра в крупнейшие города полуострова.
Газета «Крымская правда» так описывала трудовые будни крымчан: «Нерушимая дружба, коммунистическое отношение колхозников к труду в артели им. Калинина видны везде и всюду. Ранним утром по улице прошумели колхозные автомашины: шоферы, а среди них — половина переселенцев с Украины, отправилась в Симферополь за удобрениями». В другом номере того же издания отмечался вклад украинцев в обустройство жизни на полуострове: «Они деятельно помогают крымчанам строить прекрасные города и курорты, развивать промышленное производство. На стройки города-героя Севастополя, курортной Ялты непрерывным потоком идут с Украины мощные отечественные механизмы и оборудование».

Всесоюзная здравница

Крым по праву считался главным курортным регионом СССР: сюда со всех концов страны ехали за климатическим лечением, солнечными и морскими ваннами, а также за любым активным времяпровождением. В 80-е годы в Крыму ежегодно оздоравливалось и отдыхало от 6 до 8 миллионов человек, что в 3-4 раза превышало численность коренного населения полуострова.
Санаторные и туристические путевки в СССР распределялись через профсоюзы, которые оплачивали от 30 до 100% их стоимости. Однако собственные здравницы в Крыму могли себе позволить только крупные предприятия и организации.
Полная стоимость 24-дневного проживания в трехместной палате санатория или профилактория с четырехразовым питанием в среднем составляла 120 рублей, но отдыхающий, разумеется, оплачивал часть этой суммы в зависимости от условий профсоюза.
Подавляющему же числу советских граждан приходилось довольствоваться либо турбазами с деревянными домиками, условия проживания в которых были почти спартанские, либо отдыхом дикарем в обычных палатках. Кому посчастливилось, устраивались в немногочисленных гостиницах.
Большой популярностью у отдыхающих пользовалось съемное жилье — чаще комната в одном из курортных городов. В 70-х годах место в ялтинской квартире в сутки стоило 1 рубль. За отпускной сезон заработок хозяина квартиры мог доходить до 500 рублей.
Но в Крым нужно было еще попасть. Очень часто планирующие свой отпуск сталкивались с отсутствием билетов на крымском направлении. К примеру, за 46 суток на поезд билеты еще не продавались, а за 45 дней их уже не было. И тогда на помощь могли прийти полезные связи.
Из Симферополя до Ялты можно было доехать на троллейбусе за 1 рубль 20 копеек. Между другими городами сообщение было хуже, к примеру, из Симферополя в Керчь в конце 80-х годов автобус ходил лишь раз в сутки. Иногда выручал водный транспорт — проезд на Комете из Ялты до Евпатории стоил 2 рубля 30 копеек.
Несмотря на обилие фруктов в Крыму, зачастую туристы сталкивались с проблемой организации питания. Одна из отдыхающих, посетившая Крым в последнее лето существования СССР, сетовала на отсутствие в Керчи достаточного количества приличных кафе и столовых, а также перебои со снабжением магазинов.
«Жуткое впечатление оставил универмаг Керчи, там продавались только резиновые сапоги, грубые шлепанцы и ситцевые халаты. Резиновые шлепанцы нам пришлось купить, а больше там покупать было нечего», — вспоминала гостья Крыма. Но такая ситуация была уже на большей части СССР.
Видео дня. Почему на старых фото люди не улыбались
Комментарии 17
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео