«Эрмитажная энциклопедия текстиля»

Парадный костюм Петра I, сшитый для коронации супруги-императрицы, кафтан и штаны, поднятые археологами с затонувшего в 1724 году судна, и кукла-голландка, подаренная Александру I, — все это теперь можно увидеть не через призму фотоархивов, а своими собственными глазами — на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля».

Экспозиция, открытая в честь конференции Эрмитажа и Генеральной ассамблеи Международного общества изучения старинных тканей, показывает достижения современных реставрационных технологий и кропотливый труд работников музея. Им удалось восстановить старейшие изделия из льна, сукна, шелка, бархата, плюша, атласа, муара и кружева, отделанных золочеными и серебряными нитями и принадлежавших российским правителям 18-19 веков.

Вся выставка делится на два раздела: «История», где представлены шедевры из текстильных коллекций Эрмитажа, и «Реставрация», которая показывает итоги восьмидесятилетней работы по сохранению памятников — турецких, баварских и русских знамен (в том числе полкового знамени Лейб-Гвардии Преображенского полка 1742 года), западноевропейских шпалер («Нарцисс у источника», портрет великого князя Николая Павловича, «Дама за туалетом»), фрагментов одежды жителей Горного Алтая и Северной Монголии, а также парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Настоящий бриллиант в коллекции (в прямом смысле слова) — предметы из «Гардероба Петра I»: для того, чтобы они смогли сохраниться до наших дней, ткани были очищены и укреплены при помощи специальных технологий, а формы и фасоны костюмов немного изменены.

Светлана Борисовна Адаксина, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель «Подбирая методики восстановления экспонатов, наши мастера ищут ответ на один из важнейших вопросов в реставрации: вопрос этики и степени вмешательства в памятник. Решение данной задачи всегда индивидуально, требует осмысления, совместного труда реставратора и хранителя, определения необходимости сохранения или удаления прежних вмешательств»

После очистки и укрепления материалов с ювелирной точностью восполняется прикпеп металлических тканей, в результате чего рисунок вышивки возрождается, а драгоценные нити вновь приобретают цветовой оттенок. Панно с изображением Георгия Победоносца, выполненное в Западной Европе в первой четверти XVII века, русские шитые пелены XVII века «Введение во храм пресвятой Богородицы», «Трое святых» и икона «Михаил Черниговский» второй половины XVI века вернули первоначальное богатство красок благодаря воссозданию художественного настила тканей и вышивки.

Напомним, в последние годы в Государственном Эрмитаже все чаще проводятся специализированные реставрационные выставки. Традиционным стал цикл «Возрожденные шедевры», представляющий зрителям итоги реставрации одного произведения искусства. В рамках празднования 250-летия Эрмитажа в 2014 году состоялась выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени», осветившая работу всех лабораторий Отдела научной реставрации и консервации. Для него текущий год — юбилейный: мастерская отмечает свое 80-летие.

Гербовый, Георгиевский и Пикетный залы Зимнего дворца

29 июля — 15 октября 2017 года