Главные спектакли «Золотой маски»

В апреле жюри подведет итоги театральной премии «Золотая маска», собирающей в своей программе лучшие постановки страны. О спектаклях, которые претендуют на победу в большинстве номинаций, расскажет дайджест портала «Культура.РФ».

«ДЯДЯ ВАНЯ». ЗАПОЛЯРНЫЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. МАЯКОВСКОГО, НОРИЛЬСК

Конкурс: драма крупной формы

Число номинаций: 7

По мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова

Композитор: Андрей Федоськин

Режиссер: Петр Шерешевский

Показ в Москве: 18 апреля, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

Режиссер Петр Шерешевский так характеризует постановку: «Это история о том, как жить, когда потеряна вера, когда рушится модель мира, понимание, ради чего человек живет». Спектакль назван «концертом для одиннадцати фортепиано и одного рояля»: каждый персонаж исполняет свой жанр, от шансона до рока, который отражает все перипетии его жизненного пути.

Декорациями спектакля служат образы постапокалиптического завтра: сцена устлана полиэтиленовыми пакетами, которые безжизненно колышутся у ног героев. Сами же персонажи чувствуют себя вне времени, между прошлым и будущим. Это ощущение воплощают их костюмы, в которых угадываются портреты первых исполнителей пьесы — от Константина Станиславского до Василия Лужского, от Ольги Книппер до Марии Лилиной.

«ДЯДЯ ВАНЯ». КАМЕРНЫЙ ТЕАТР, ВОРОНЕЖ

Конкурс: драма малой формы

Число номинаций: 7

По мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова

Режиссер: Михаил Бычков

В центре повествования — девять человек, живущих под одной крышей, которые влюбляются друг в друга и потихоньку сходят с ума от безделья. Декорации постановки напоминают советский детский оздоровительный лагерь, а ее атмосферу дополняют шлягеры ушедшей эпохи: «Беловежская пуща», «Надежда», «Есть только миг» и «Песня Красной Шапочки».

Исполнитель роли дяди Вани Камиль Тукаев считает, что этот спектакль — о чем-то «накопившемся, нереализованном, не случившемся, не проросшем и не сформировавшемся во что-то конечное», что есть в каждом из нас.

«РОДЕЛИНДА». БОЛЬШОЙ ТЕАТР, МОСКВА

Конкурс: опера

Число номинаций: 8

Либретто Николы Франческо Хайма на основе либретто Антонио Сальви

Музыка Георга Фридриха Генделя

Режиссер: Ричард Джонс

Музыкальный руководитель и дирижер: Кристофер Мулдс

По словам Ричарда Джонса, «это опера о верности и преданности, а также об эротической одержимости, о воле и жажде власти, о садизме и мазохизме». Ее центральный персонаж — решительная Роделинда, противостоящая неврастеническому мужчине, который захватил трон ее супруга.

Постановка подготовлена Большим театром совместно с Английской национальной оперой. Музыкальный дух барокко поддерживают звучащие в оркестре старинные инструменты: клавесин, лютня-теорба и барочная гитара. Даже на скрипках музыканты играют антикварными аутентичными смычками.

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА». ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, ЕКАТЕРИНБУРГ

Конкурс: балет

Число номинаций: 8

По мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»

Музыка Сергея Прокофьева

Хореограф: Вячеслав Самодуров

Музыкальный руководитель и дирижер: Павел Клиничев

Спектакль представляет абсолютно новое прочтение классического балета: традиционный танец в нем смешан с современной хореографией, народными европейскими плясками и даже дискотечными элементами.

Открывается балет сценой репетиции: молодые люди разминаются и примеряют костюмы, изображая подготовку к показу. Она напоминает, что вся жизнь — театр, и сглаживает таким образом трагичность финала.

Кстати, на создание костюмов для постановки — от обыкновенных свитшотов до платьев с принтами картин эпохи Возрождения — московский дизайнер Ирэна Белоусова потратила 1,5 километра ткани.

«ИЗ ГЛУБИНЫ... (ХУДОЖНИК ВИНСЕНТ ВАН ГОГ)». ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ, КАЗАНЬ

Конкурс: современный танец

Число номинаций: 4

Режиссер: Туфан Имамутдинов

Музыкальное оформление: Эльмир Низамов

Показ в Москве: 14 апреля, МТЮЗ

Основная идея спектакля — переложить страстную любовь Ван Гога к искусству на язык пластики через танец Буто, авангардный чувственный японский стиль. Постановка включает в себя пять творений Ван Гога: «Сеятель», «Селяне, несущие хворост и снежный пейзаж», «Копатели картофеля», «Женщины-горняки, переносящие угол» и «Едоки картофеля».

Хореограф спектакля Нурбек Батулла говорит, что его спектакль — это внутренняя одиссея, попытка погрузиться в темноту, чтобы на самом дне, в глубине обнаружить свет.

«БЕЛЫЙ. ПЕТЕРБУРГ», ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Конкурс: мюзикл/оперетта

Число номинаций: 8

По мотивам романа Андрея Белого «Петербург»

Автор либретто: Константин Рубинский

Композитор: Георгий Фиртич

Режиссер: Геннадий Тростянецкий

Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Алексеев

Показ в Москве: 4 апреля, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко

Постановка по мотивам романа Андрея Белого «Петербург» на примере взаимоотношений внутри одной семьи поднимает острые вопросы об истории Российского государства от Петра I до наших дней.

Спектакль динамичен и резок: проекции на историческую реальность сменяются одна за другой, роскошь контрастирует с бедностью, а история и современность сплетаются и проникают друг в друга.

«Это путешествие по страстям человеческим и по Петербургу… Рушатся планы, судьбы, но внезапно открываются истины, которые захватывают всего человека, всю его душу. Как жить в эпоху перемен? Что осталось в том, пятом году, а что и сегодня бьется живым пульсом в каждом питерце? Мы ставим вопросы, но мы не знаем на них ответа», — рассказывает о спектакле режиссер Геннадий Тростянецкий.

«СНЕГУРОЧКА». ТЕАТР «СТАРЫЙ ДОМ», НОВОСИБИРСК

Конкурс: эксперимент

Число номинаций: 3

По мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка»

Режиссер: Галина Пьянова

Показ в Москве: 10 апреля, Театр «Студия театрального искусства»

«Снегурочка» Галины Пьяновой — фантастическая опера, в которой слова заменены вокализом и актерской пластикой, а звучание музыкальных инструментов дополняют неожиданные бытовые предметы.

«Музыка — стержень, хребет спектакля, такой же равноправный элемент, как и сценография, актерское исполнение и световая партитура. Оркестрантами выступают сами артисты, но танцев под музыку в привычном понимании здесь нет», — говорит режиссер постановки.

«ЖЕЛЕЗО». ТЕАТР КУКОЛ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ, ПЕТРОЗАВОДСК

Конкурс: куклы

Число номинаций: 5

Авторы спектакля: Борис Константинов, Виктор Антонов

Композитор: Владимир Плисс

Режиссер: Борис Константинов

Показ в Москве: 13 апреля, Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова

Семейный спектакль напоминает о том, что вечно: о любви и семейных взаимоотношениях, мечтах и их осуществлении. Рассказчиком необычной истории семейной пары становится старый «запорожец» со сломанными приборами, болтиками, гаечками и пружинками.

Режиссер Борис Константинов считает, что сегодня конфликтов, борьбы и напряжения становится так много, что хочется отдохнуть о них и вспомнить о тихом счастье: «Наш спектакль — это добрый привет тому времени, когда наши родители были молоды, счастливы… и любили».