Непредсказуемое Царицыно

Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно»

Место с историей

В этом году исполняется 10 лет с момента открытия нашего музея-заповедника для широкой публики после окончания ремонта и реставрации Большого дворца и 242 года с момента переименования усадьбы Черная Грязь в Царицыно. Екатерина II купила усадьбу в конце мая 1775 года и провела здесь шесть недель в узком кругу приближенных . Прогулки по прудам, по живописным окрестностям усадьбы и наслаждения великолепными природными ландшафтами заполняли досуг новой владелицы имения, которое по ее мнению представляло из себя «сущий рай». Императрица была очарована местом и в августе велела его переименовать.

Так как за два с половиной века своего существования Царицыно пережило и блеск, и нищету, ко дню истории музея-заповедника во дворце, Хлебном доме и других корпусах музея-заповедника сейчас готовится большая программа, которая позволит рассказать о разных эпохах в жизни Царицына, в том числе и про дачную жизнь этого места в XIX веке, и про коммуналки, находившиеся здесь в советский период.

Царицыно – место легендарное и неоднозначное, с очень разнообразной историей, в которой были и периоды расцвета и моменты запустения. Долгое время дворец стоял без крыши и альпинисты использовали его как скалодром, а в Хлебном доме находились коммуналки, жители держали скот. И в исторической литературе и в обычных разговорах, которые можно услышать и сегодня, кто-то говорит про «величественную руину», кто-то – про «дворец с трагической судьбой». Но для нас, для команды, которая работает сейчас в музее-заповеднике, это место, которым мы все очарованы. Мы влюблены в Царицыно, и надеемся передать эту страсть нашим посетителям. Каждое из исторических зданий на территории не похоже на остальные и имеет свою уникальную судьбу.

Фигурный мост

Строительство новой императорской резиденции Баженов начал с Фигурного моста, через который проходила дорога от Коломенского. Мост, по которому пролегает березовая аллея, является парадным въездом в усадьбу со стороны Шипиловского и Царицынского прудов. Со стороны дворцового комплекса мост выглядит скорее как крепостная стена, ворота средневековых городов, замков, а с другой стороны он имеет вид романтической руины. В декоре моста контрастно сочетаются широкие плоскости белого камня и разнообразные обработки красного кирпича. В его отделке использовались десятки видов точеного камня, фасонный кирпич, кладка в шашку и с выступающим рядом . Баженов создал здесь невероятно эффектный «театр архитектуры», «театральную феерию».

Оперный дом

К сожалению, до 1785 года, до своего отстранения от строительства в Царицыно, Баженов не успел создать интерьеров. И самым «доделанным» из зданий оказался Средний дворец или «Оперный дом», где были установлены изразцовые печи, оштукатурены стены, пол на первом этаже покрыли плиткой, а на втором этаже сделали «черные» полы.

После отставки Баженова дворец постепенно разрушался, уже в начале XIX века он остался без оконных рам. В середине столетия продали «на вывоз» печи, однако какое-то количество подлинных изразцов сохранилось, и их удалось воссоздать. При реставрации стены сделали лаконично белыми, положили новое паркетное покрытие, два аванзала и периметр первого этажа выложили шестигранной плиткой. С 2014 года здесь разместилась коллекция скульптуры из Останкинского дворца графа Шереметьева. Акустика в «Оперном доме» просто восхитительная и мы часто проводим тут камерные концерты.

Второй кавалерский корпус

Среди тех зданий, которые расположены в ряд перед оврагом, со стороны церкви, больше всего пострадал Второй кавалерский корпус, который иногда называют восьмигранником. По задумке Баженова у него должно было быть восемь входов, и на одном из сохранившихся эскизов за каждым из них изображены альковы для кроватей. Видимо, предполагалось, что это будет такое комфортное «общежитие» для придворнослужителей.

При этом само здание к середине XIX века оказалось без кровли и так простояло, разрушаясь, до реставрации, начавшейся в середине 1980-х гг. Нам известно о единственном способе использования руин этого корпуса: когда в 1940-х жители соседних домов разбили в его стенах огород. В 1994 г. здесь открылось первое выставочное пространство на территории Царицына, и наши старейшие сотрудники, Лидия Владимировна Андреева и Ольга Владимировна Докучаева делали там первую экспозицию, посвященную всем коллециям нашего музея.

Первый кавалерский корпус

Это здание многократно перестраивалось и чего в нем только не находилось. Известно, что с 1870 года его сдавали, как дачу, здесь жил крупный ученый-нумизмат и историк Орешников со своей большой семьей. Корпус несколько раз горел и восстанавливался, после пожара 1909 года его даже надстроили до трех этажей и украсили мезонином. Сохранилась информация о том, что в тот период в нем было 27 оконных проемов. В разные годы советской власти здесь был и детский дом, и музыкальное училище и исполком Ленинского района, причем напротив входа в те годы был установлен памятник Ленину.

Сегодня здесь располагается дирекция музея-заповедника. Не знаю, переедем ли мы отсюда когда-нибудь, потому что мы мечтаем о собственном административном здании. Атмосфера здесь светлая, воздушная, как собственно во всех пространствах, созданных архитектором Баженовым, и работается здесь очень плодотворно.

Малый дворец

Малый дворец - самое миниатюрное здание на территории Царицыно, и оно сильно пострадало в период руинирования нашего комплекса. Стоит он на вершине так называемой Земляной пирамиды, появившейся здесь еще при князьях Кантемирах, когда в усадьбе был устроен регулярный парк.

В начале XIX века здесь несколько лет была кофейня, затем , опять недолго, гауптвахта, а в советские годы здание пустовало. Сейчас в Малом дворце располагаются экспозиции. Поскольку это здание очень светлое с большим количеством оконных проемов, здесь могут экспонироваться только предметы не подверженные воздействию прямых солнечных лучей. Мы представляем здесь выставки фарфора, стекла , керамики и что для нас важно, временные экспозиции по современному искусству.

Мы активно поддерживаем и развиваем наш пейзажно-исторический парк, ведь весь наш музей-заповедник – это особо охраняемая природная территория. Пространство малого дворца очень подходит для интеграции ландшафтного искусства, как например, в Версале, где в исторических зданиях располагаются ландшафтные мастерские. Сейчас мы совместно с нашими партнерами, кураторами MoscowFlowerShow, работаем над концепцией благоустройства территории нижних царицынских прудов; реставрацией наших исторических цветников в исторической части парка, а также созданием всесезонно действующего международного фестиваля историчеcких и современных цветников, который может проходить на всей территории Царицыно. Международная Ландшафтная школа, реализуемая совместно с Ассоциацией садов и парков Франции, а также Садовым королевским обществом может стать одним из самых интересных профессиональных проектов будущего Царицына.

Об этих планах я говорю с осторожностью, потому что наш статус – особо охраняемая природная территория - налагает ряд ограничений. Но очень надеюсь, что у нас получится этот вдохновляющий и амбициозный проект.

Фигурные ворота

Фигурные ворота, которыми заканчивается центральная дворцовая часть архитектурно -паркового ансамбля Царицыно, в свое время охраняли два терракотовых мопса. Один из них хранится в музее архитектуры имени Щусева и приезжал к нам недавно на выставку «Садовый спектакль». Мы подумываем о том, чтобы на следующий год, к выставке, посвященной драматической истории строительства Царицына Баженовым и Казаковым, привезти его снова, а может быть даже изготовить и установить на прежних местах реплики этих мопсов.

Хлебный дом

Это здание Баженов назвал Кухонным корпусом, поскольку именно здесь должны были находиться все хозяйственные службы усадьбы, в том числе и кухни, и помещения для прислуги.

Впоследствии корпус стали называть Хлебным домом, потому что на двух фасадах здания находятся изображения переплетенных литер «ХС» и каравая с солонкой, обладающие древней и разнообразной символикой. В XIX веке, в Хлебном доме размещались богадельня, лечебница, дешевые меблированные комнаты для дачников. С 1917 года половину корпуса стихийно заселили новые жители: обитатели рабоче-крестьянского поселка Ленино-Дачное. В Хлебном доме появились коммуналки. Сто проживавших здесь семей были расселены только в 1975 году. Существует прекрасная книга воспоминаний местного жителя Андрея Гришунина, посвященная жизни царицынских коммуналок, в которой подробнейшим образом описаны эти семьи и их быт.

В наши дни в Хлебном доме регулярно проходят выставки: в сентябре там откроется экспозиция «Пламя и нега Востока», продолжение цикла «Воображаемый восток». Она будет посвящена стилю тюркери в русской культуре, а также сложносплетенным отношениям России и Турции. А атриум – это, наверное, самое удобное концертное пространство во всем музее-заповеднике. Здесь проходят не только концерты (в «Царицыно» музыка звучит постоянно, как классическая, так и современная), но и спектакли, и другие представления. Многие московские театральные режиссеры очень любят это пространство.

Миловида

Считается, что само название этого места происходит от слов «милый вид». Беседка здесь построена уже в XIX веке архитектором Еготовым. Сама беседка использовалась в XIX веке как чайный домик. Она дважды горела и в последний раз была реконструирована в 1990-е годы, когда были воссозданы элементы скульптурного декора.

А вообще все беседки и садовые объекты музея-заповедника были созданы в начале XIX века, когда Царицыным правил высокопоставленный московский чиновник П.С. Валуев, а под его началом работал известный архитектор Еготов. Служивший тогда в Царицыне садовник К.С.Унгебауэр много сделал для развития заложенного еще при Екатерине II пейзажного парка. Ведь Царицыно – это прекрасный пейзажный парк, его особенность и главное украшение составляют видовые точки, с которых можно наблюдать потрясающие панорамы. И Миловида – одно из таких мест, откуда открывается один из лучших видов на Царицынский пруд.

В самой беседке сейчас проходят камерные концерты, а в прошлом году, когда мы устраивали музыкальные прогулки по парку, здесь периодически звучал патефон.

Храм Цереры

Первоначально беседка была поставлена на границе парка и пшеничного поля, именно поэтому на ее куполе изображен сноп колосьев. Есть и более романтичная версия: предполагается, что именно в этом месте Потемкин в период развития романтических отношений с Екатериной устроил для нее праздник сенокоса. Здесь было организовано колоссальное действо с привлечением большого количества молдавских косарей в красных косоворотках, во главе которых, в качестве главного косаря, выступал сам Григорий Александрович. По некоторым сведениям после этого здесь воздвигли деревянную беседку со скульптурой римской богини плодородия – Цереры.

В XIX веке Еготов на месте этой утраченной беседки создал каменный храм Цереры, который еще часто называют «Золотым снопом». Находившаяся внутри статуя несколько раз была утрачена, и сейчас тут стоит современная скульптура.

Большой дворец

Большой дворец - единственная постройка М.Ф. Казакова в Царицыне. Его появление на месте снесенных по воле Екатерины относительно скромных по размерам дворцов Баженова, предназначенных для нее самой и для семьи наследника Павла Петровича, остается величайшей интригой в истории Царицына. Строительство нового громадного дворца происходило также не без трудностей. Он был уменьшен по высоте, кровли не были украшены ажурным декором. Их покрасили в мрачный черный цвет. Заброшенное после смерти императрицы здание разрушалось, его сравнивали с гробом, окруженным плакальщиками. К 1880-м годам с дворца были сняты последние остатки крыш. Так появилась знаменитая руина, своего рода Московский колизей, хорошо памятный еще нашим старшим современникам . В 1960-х годах на ее стенах альпинисты тренировались, как на скалодроме.

Когда в 2000-е годы было принято решение о реконструкции Большого дворца, то крышу воссоздали на основе первого, неосуществленного в полной мере варианта проекта Казакова. Это придало дворцу более нарядный и веселый вид. К тому же в процессе реконструкции под зданием устроили два подземных инженерных этажа, обеспечивающие его функционирование как современного музея.

Сегодня в Царицыно находится один из самых больших экспозиционных комплексов в Москве, и в огромных пространствах дворца и Хлебного дома мы делаем большие межмузейные выставки. Сейчас кроме нас практически никто в Москве не устраивает экспозиции, составленные из экспонатов двадцати пяти и более музеев.