Ночь в метро

Как выглядят знакомые станции метро ночью и что можно найти в секретных тоннелях подземки.
Ночь в метро

Корреспондент РИАМО вместе с проектом «Метротур» провела ночь в метро, проехала по Кольцевой линии и секретным тоннелям подземки и узнала, как выглядят знакомые станции метрополитена ночью.

Депо «Красная Пресня», которое обслуживает Кольцевую линию, – единственное в московском метро, где поезда ночуют. Остальные депо используется только для ремонта, диагностики и санитарной уборки поездов, а выхода на линию составы дожидаются прямо на ветке, в специальных карманах и тупиках.

В депо стоят поезда «Синергия-1» и «Синергия-2» - это диагностические лаборатории, которые проверяют состояние путей. Их пускают в подземке в дневное непиковое время. Эти составы оснащены камерами и датчиками, с помощью которых выявляют дефекты на рельсах и в тоннелях. В поездах установлены компьютеры, на них сотрудники службы пути обрабатывают полученные данные.

Экскурсия проходит на ретро-поезде – первых вагонах метро типа А. Долгое время вагон А стоял в депо и выступал как кинозвезда: его снимали и Никита Михалков, и Зиновий Гердт. Он был отремонтирован в 2015 году и начал выходить в ночные рейсы с экскурсантами.

Тогда вагонов было всего два – прицепной и моторный, а в этом году состав прирос еще на один. В декабре 2016 Московский метрополитен выкупил у байк-клуба «Ночной поезд» моторный вагон №21, который стоял на станции Угрешская и использовался как бар. Летом 2017 года вагон отреставрировали до ходового состояния и включили в состав ретропоезда.

Первая остановка – на «Новослободской». Знаменитые яркие панно, украшающие станцию, были созданы из цветных стекол, которые использовались при реставрации витражей кафедрального собора в Риге, разбитых во время Второй мировой войны. Тема оформления – советская культура, поэтому на витражах можно увидеть архитектора, художника, музыканта, географа, которые соседствуют с готическими символами и геометрическими узорами.

Когда «Новослободскую» готовили к открытию, отмывать станцию пришли работницы московских предприятий. Заметив витраж с изображением колхозницы, которая отдаленно напоминала икону «Спорительница хлебов» Васнецова, женщины начали креститься и читать молитву Богородице.

«Комсомольская» кольцевая – это ворота Москвы, поэтому станция намного просторнее других. Высота свода – 9 метров вместо привычных 5,5 метров, ширина центрального нефа – 11 метров, что на три метра больше обычного.

На потолке – мозаичные панно из смальты, которые визуализируют речь Сталина на параде 7 ноября 1947 года, когда произошло возвращение к истории и прозвучали имена Невского, Донского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова.

Изначально изображения были гипсовыми, а когда после ХХ съезда убирали портреты Сталина и шла борьба с архитектурными излишествами, их автор – художник Павел Корин попросил разрешения переложить гипсовые композиции в смальтовую мозаику.

Продолжаем движение по «кольцу» и выходим на «Павелецкой». Наземный вестибюль станции «Павелецкая» кольцевая был сделан на первом этаже еще строящегося дома. Коричнево-белые орнаменты на пилонах напоминают мотивы вышивки народов Поволжья, в торце станции размещено мозаичное панно «Рабочий и колхозница».

По специальной соединительной ветке переезжаем на Замоскворецкую линию и останавливаемся на «Новокузнецкой».

Мозаики, украшающие потолок, создавались художником Владимиром Фроловым для станции «Павелецкая», но из-за начала войны проект пришлось менять, и мозаики оказались не нужны. Фролов погиб во время блокады Ленинграда, а мозаики, которые посвящены героическому труду советских людей в тылу, вывезли и позже установили на «Новокузнецкой». В 2013 году на станции открыли мемориальную доску Фролову.

Мозаики освещаются торшерами, когда-то такие светильники стояли и на «Охотном ряду».

Спецтоннель приводит на «Площадь Революции» - любимую станцию московских студентов. Как отмечает экскурсовод, из-за многократных поглаживаний носа бронзовой собаки «на удачу» теряется след руки автора скульптур.

Кстати, изначально станцию планировали украсить барельефами, но работы, представленные на конкурс, не понравились архитектору Алексею Душкину, тогда скульптор Матвей Манизер предложил установить вместо барельефов скульптуры. Душкин идею не поддержал, но руководство Метростроя настояло на скульптурах.

Во время войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, а спустя 4 года вернулись в Москву в разрозненном виде: головы, конечности, оружие и др. Каждая скульптурная композиция была представлена в 4 экземплярах.

Всего на станции было 80 фигур, но в 1947 году перед восточным выходом соорудили гермозатвор, и 4 скульптуры пришлось убрать, поэтому пионеры-авиамоделисты и пионерки-географы представлены на станции лишь в двух экземплярах.

По метромосту доезжаем до «Киевской». В ходе реставрации станции в 2017 году был восстановлен мрамор капителей и колонн, воссозданы утраченные светильники и мозаичный рисунок пола. Кстати, такой пол был создан в целях экономии: в ход шли обрезки и осколки мрамора.

Экскурсия завершается на молодой станции – «Выставочной». Здесь находится Центр профориентации Московского метрополитена, где можно примерить на себя роль машиниста на тренажере-симуляторе.

Комментарии
Комментарии