Как евреев изгнали из Испании

Испания, окончательно избавившись в результате Реконкисты от мусульманского влияния, в конце XV века начала проводить собственную агрессивную религиозную политику. Ее объектами стали не только приверженцы ислама, но и иудеи.

31 марта 1492 года Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская приняли Альгамбрский эдикт, согласно которому все евреи, проживающие на подвластных монархам территориях, должны были в течение нескольких месяцев принять христианство или же в срочном порядке эмигрировать.

Изабелла I Кастильская была известна как ярая сторонница любых методов христианизации, вплоть до насильственных. В связи с этим современники даже наградили ее прозвищем Католичка. Отвоевав наконец Гранаду — последний оплот ислама на испанских территориях — и поставив точку в деле Реконкисты, Изабелла и ее супруг Фердинанд принялись за реализацию давней затеи — превращение их королевств в исключительно католические государства. С этой целью они приняли эдикт, ставший судьбоносным для многих тысяч человек.

Альгамбрский эдикт, также вошедший в историю как Гранадский (Edictode Granada), был первым в своем роде законодательным актом, который предписывал изгнание целого народа с испанских земель. Более того — народа, представители которого обосновались на этой территории несколько сотен лет назад.

Альгамбрский эдикт

Смысл эдикта заключался в следующем: все евреи, проживающие на землях Кастилии и Арагона — именно на базе этих королевств испанские земли позже будут собраны в единое государство — должны были либо отречься от веры отцов, либо навсегда покинуть облюбованные ими земли. Третьего дано не было: все те, кто хотел в обход эдикта остаться в Испании, объявлялись вне закона.

Это означало, что они не имели права на защиту со стороны государства в случае преступных действий, совершенных по отношению к ним. Также, оказавшись вне закона, евреи не могли продолжать занятия ростовщичеством, которые являлись их главным источником дохода.

В те времена религиозные чувства были превыше многих других, поэтому предать собственную веру было не так-то просто. Однако находились и те, кто хотел перехитрить монархов: довольно многие евреи формально принимали христианство, однако на деле продолжали исповедовать иудаизм.

Для вычисления нечестных марранов — то есть тех евреев, которые все-таки крестились — отряды инквизиции совершали внезапные проверки. Если в доме кого-либо из новообращенных обнаруживалась Тора, или же марран был замечен за выполнением запрещенных иудейских обрядов, простой эмиграцией отделаться уже было нельзя. Таких нарушителей ждал праведный костер инквизиции.

Великим инквизитором при Изабелле I Кастильской был легендарный Томас Торквемада. В истории Торквемада остался как жуткий персонаж, получавший животное удовольствие от казней и пыток. В связи с подобными слухами статистика кажется удивительной: историки обнаружили в инквизиционных архивах около 50 тысяч досье, при этом смертный приговор был вынесен менее чем по 2% дел.

Наказание подавляющего большинства было не таким жестоким: кому-то следовало оплатить штраф, некоторым предписывалось покаяться или отправиться в паломничество. Кого-то и вовсе отпускали с миром.

Так или иначе, жизнь испанских евреев больше не могла быть прежней. Многие из них, стремясь сохранить веру предков и свое честное имя, решили искать убежище на территориях Португалии. Однако их спокойная жизнь продолжалась недолго: спустя несколько лет история с изгнаниями повторилась и здесь.

Официально Альгамбрский эдикт был признан недействительным лишь в 1968 году — тогда на него обратило внимание правительство генерала Франко. И лишь 1 апреля 1992 года король Хуан Карлос I провозгласил законодательный акт утратившим силу. Тогда же монарх посетил синагогу в Мадриде и публично принес извинения за то, что было так давно содеяно его предшественниками.