Гибель традиционной сексуальной морали

Представьте: молодые женщины дома, долго без внимания мужей и женихов, а вокруг – резервисты и отпускники, герои в военной форме, восхваляемые в каждой газете. Солдаты и офицеры, которым скоро предстоит отправиться на фронт, используют любую возможность для общения с женщинами, и желательно для такого, которое завершается завтраком. Нередко им это удается, ведь мужчин тут не хватает. А в это время на фронтах солдаты страдают от нехватки женского внимания. К чему это привело – в нашем материале.

Во время Первой мировой войны дома не хватало мужчин, а на фронте — женщин. Представления о допустимом в интимном вопросе были переосмыслены в каждой великой державе. Сексуальная революция 1960-х гг. стала уже пиком процесса, начавшегося в 1914—1918 годы. Прежние войны обычно были не такими долгими или требовали гораздо меньшей мобилизации мужского населения. Секс все еще оставался табуированной темой для общественности и такой и должен был остаться в военное время, но реальность уходила все дальше от принятых норм. За время войны под ружье встали до 70 млн мужчин. Они надолго покинули свои дома и, находясь под угрозой смерти, перестали заботиться о морали — при каждом удобном случае искали любовных приключений.

И в тылу оковы традиционных норм спадали. Ситуация, когда отпускники и вообще оставшиеся в тылу мужчины соблазняли чужих жен, стала вскоре после начала войны обычным явлением. Измены солдатских жен и беспокойство их мужей на фронте могли навредить боевому духу сражающихся, и государству пришлось взять этот вопрос под свой контроль. В Великобритании дошло до того, что полиция получила дополнительные необычные функции — выслеживать любовников в домах фронтовиков. Целомудрие женщин навязывалось как национальная обязанность военного времени. На улицах вместе с полисменами к верности призывали добровольные патрули, составленные из наиболее благочестивых женщин. Возбуждающая литература и двусмысленные спектакли превентивно подвергались цензуре.

Германская полиция нравов также пыталась контролировать «легкомысленных» женщин. Во Франции, где военный писатель Роланд Доржель опаснейшего врага видел в «образе женщины, обманывающей ее мужчину, ушедшего на фронт», гостиницы должны были закрываться в 21 час, а наливать алкогольные напитки женщинам было запрещено. В Англии и Франции, в Германии и России массовый отток мужчин на фронт привел сексуальную жизнь в беспорядок, и попытки государства препятствовать этому оказались повсюду довольно тщетными.

В Германии этим занялось военное министерство. Через пропаганду и предписания оно обязывало женщин к верности. Уличенные изменницы в качестве наказания могли быть лишены денежной поддержки государства. Еще более сурово наказывали женщин, связавшихся с военнопленными: их имена публиковали в специальных позорных списках. За время войны в тылу к работам было привлечено более 1 млн пленных, часто они трудились вместе с немками, и такие случаи не были большой редкостью.

Гораздо меньше немецкое государство пеклось о сексуальной морали самих солдат. Их благочестие все равно невозможно было сохранить. Даже нравственный в юности Адольф Гитлер, воюя на Западном фронте, нашел себе любовницу — француженку Шарлотт Лобжуа.

Были и другие пути к общению с женщинами. Как писала одна современница, солдаты могли «многократно и совершенно безнравственно, как животные», удовлетворить свои потребности в борделях, расположенных недалеко от линии фронта. Эти заведения, у которых стояли очереди из отправленных на отдых, частично обеспечивались военными чиновниками и находились под их медицинским наблюдением. Военные стремились взять под контроль подрывающие боеспособность венерические заболевания. Солдатам выдавали средства контрацепции и дезинфекции. Благодаря этим мерам заболеваемость в немецких рядах колебалась в пределах 1,5−3%, в то время как британцы добились только 5% с помощью тяжелых штрафов, угрожавших инфицированным женщинам, связавшимся с солдатами Его Величества.

Армия США объявила бордели запрещенными, но ее администраторы даже содействовали присутствию местных женщин рядом с солдатами. Британцы и особенно немцы следовали той же политике. Около 17 тыс. молодых немецких женщин служили в прифронтовой полосе, и среди солдат были известны как «девочки для приключений». Благодаря такому вниманию военных чиновников к половым вопросам на всех фронтах хотя и происходили, бывало, изнасилования, но, в отличие от Второй мировой войны, они не стали столь массовым явлением.

Оторванных от дома и гражданской работы мужчин в тылу заменили женщины. Работающие женщины, став менее зависимыми от мужчин, потянулись к свободе, в том числе сексуальной. Так война разложила традиционные нормы общества. За сексуальным буйством военных лет естественным образом последовали дикие 1920-е Лондона и Берлина с доселе неизвестной сексуальной свободой. В Советской России идеи сексуальной свободы также получили вскоре широкое распространение. Теория «стакана воды» (добиться любви должно быть так же просто, как выпить стакан воды) кружила головы советской молодежи. Подлинным центром малой сексуальной революции послевоенных лет стал Берлин. Секс перестал быть строго табуированной темой. В 1919 г. при финансовой поддержке государства состоялось открытие Института сексуальных наук в районе Тиргартен.

Благодаря этому Институту, первому в своем роде учреждению, впервые широко прозвучали научные обоснования идеи естественности сексуальной свободы и гомосексуальности. Начались борьба за декриминализацию гомосексуальности, публикация двусмысленных фильмов и журналов, женские короткие стрижки, юбки и макияж. Катализатором всего этого была свобода военного времени. Традиционная христианская мораль уже надломилась. Процесс этот получил новое развитие во время Второй мировой войны и после, с развитием средств контрацепции, достиг своей кульминации в 1960-е годы.