Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Спиритические сеансы в салонах русского высшего света

Во второй половине XIX века петербургские салоны были на пике моды. В одних музицировали и говорили о литературе. В других горячо спорили о политике и проигрывали состояния за карточными столами. В третьих — делились сплетнями и изображали любовь. Но все салоны повально заразились новым заморским развлечением — спиритизмом.

ПОЯВЛЕНИЕ СПИРИТИЗМА В АМЕРИКЕ И ЕВРОПЕ

Впервые природы спиритизма коснулся в 1760 году англичанин Джордж Литтлтон в книге «Контакты с другой стороной». Но по-настоящему практика стала популярной в США и в Великобритании только в середине XIX века. Сам Белый дом пал перед натиском этого таинственного ритуала. Тогт Авраам Линкольн иеди США Мэри Тодд Линкольн проводили спиритические сеансы после смерти сына.

Первыми медиумами были признаны сестры Фокс из штата Нью-Йорк, США. Они слышали странные стуки в своем доме, источник которых был непонятен никому из домочадцев. Одна из девочек, Кэт, высказала теорию, что с ними пытается общаться некая разумная, но бестелесная сущность.

Девочки общались с «сущностью» особым методом, который напоминал азбуку Морзе: один удар — это «нет», а два удара — «да». Из «разговора» сестры узнали, что это душа убитого путешествующего торговца. Вскоре о девочках говорили все в округе, а потом — и по всей стране.

В США начали появляться и другие специалисты по контактам с духами. Конкуренция вынуждала их уезжать из Америки в поисках адептов, поклонников и покровителей. Спиритуалистам без боя сдались сначала Франция, затем Италия и, наконец, Россия. Семейство Романовых одним из первых в России пало перед откровенной мистикой.

КАК АЛЕКСАНДР II ВЫЗЫВАЛ ДУХ ОТЦА-ИМПЕРАТОРА

Первой поклонницей спиритизма в императорской семье стала Александра Иосифовна, супруга великого князя Константина Николаевича. В 1853 году фрейлина жены наследника Марии Александровны Анна Тютчева с раздражением писала в дневнике о спиритических сеансах как о забаве «после чая»: каждый вечер перед сном окружение цесаревича «допрашивало» столы и шляпы.

После коронации в 1856 году Александр II готовил масштабную реформу — отмену крепостного права — и ощущал острую нужду в беседе с духом покойного батюшки. Тогда-то в Россию и пригласили известного европейского медиума Дэвида Юма.

Всего «столовращатель Юм» провел три сеанса. На них присутствовали члены императорской семьи и некоторые приближенные из высшего света.

После первого сеанса Анна Тютчева записала: «Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому».

И на первом, и на втором сеансах якобы появились духи императора Николая I и маленькой великой княжны Александры. Появились они и на втором сеансе. Оба отвечали на вопросы государя Александра II, стуком указывая буквы алфавита. Он сам записывал ответы на бумаге, но они были «никчемны и пусты».

К третьему сеансу Анну Тютчеву не допустили, но бледность и нервность императрицы после него глубоко потрясли фрейлину. Со слов государыни она записала:

«Стол вдруг поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна «Боже, царя храни!». Слышны были удары стучащего духа: три раза для «да», один раз для «нет», пять раз для букв алфавита. Все присутствующие, даже скептики Горчаков и Владимир Бобринский, чувствовали прикосновение таинственных рук и видели, как они быстро перебегали под скатертью. Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся. Ливен утверждает, что прикосновение их — нечто среднее между материальным прикосновением и легким ударом электрического тока».

Духи не поведали императору ничего толкового, и его интерес к Дэвиду Юму иссяк. Но слух о том, что сам государь взывает к духам, уже пролетел по всей стране. Назад пути не было — спиритизм ушел в народ. Через несколько лет развлечение, которое воспринималось как забава для заскучавших дворян, стало всеобщей истерией.

СПИРИТИЧЕСКИЕ СЕАНСЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА БАЛАМ И ОПЕРЕ

Русское общество в отношении модного спиритизма раскололось на три лагеря: кто-то воспринимал его как забавное баловство, кто-то относился к нему всерьез, кто-то осуждал. Все, кто рассчитывал, что спиритизм лишь временное явление, — ошибались. Столоверчение в России было актуально почти 60 лет. Так же, как политические кружки и званые обеды.

Щупальца спиритизма проникли практически в каждый дом, где заскучали говорить о поэзи. Увлекся новым развлечением не только передовой высший свет, но и представители буржуазии и даже мещанства. Однако о проведении вечеров с участием медиумов старались не распространяться. С одной стороны, такая практика осуждалась православной церковью, а с другой — спиритические сеансы все-таки считались пошлостью.

Спиритуалистам был важен мистический антураж. К контактам с духами готовились также тщательно, как и светскому рауту. Для столоверчения собирались в салоне непременно ночью, убирали все иконы. В действе участвовало несколько человек, один из них должен был быть медиумом — чрезвычайно чувствительным человеком, исполняющим роль посредника между мирами.

Дамы и господа усаживались за стол, брались за руки и взывали к духу. Еще больший интерес со стороны публики появлялся, когда собирались вызывать демона. Появление злых духов при столоверчении признавали даже ученые — правда те, кто и сам увлекался спиритизмом. В их числе — Густав Фехнер и Александр Бутлеров.

Главными адептами спиритизма в России стали богатый помещик Александр Аксаков и профессор Егор Вагнер. Они организовали в Петербурге тематический кружок. Его участники изучали медиумические явления и устраивали «сеансы». В 1871 году они пригласили в Россию медиума Дэвида Юма, который ранее проводил сеансы для государя Александра II. А теперь легендарный шотландский специалист по духам покорил своей «работой» русскую интеллигенцию .

«Всего того, что удалось мне видеть за это время, было вполне достаточно, чтобы убедить меня в объективном и реальном существовании медиумических явлений и в отсутствии какого бы то ни было шарлатанства со стороны Юма»_.

_Александр Бутлеров

КАМПАНИЯ ПРОТИВ МЕДИУМОВ

В 1874 году участники кружка спиритуалистов Александра Аксакова выписали на гастроли в Петербург американского медиума Бредифа. Его представления вызвали яростную полемику в обществе и в прессе.

Напри за занавеской при выключенном свете, а на ткани появлялись контуры светящихся женских рук. Его назвали шарлатаном, обманщиком и человеком, который играет с чувства людей, у которых погибли родственники. Началась целая кампания против медиумов.

Против спиритического безумия в России выступил ученый Дмитрий Менделеев. В 1875 году при Санкт-Петербургском университете создали комиссию «медиумических явлений». В нее вошли 12 виднейших физиков и химиков. Начались громкие разоблачения медиумов — и знаменитых, и не очень.

К тому моменту о «даре видеть» заявлял каждый второй авантюрист. Это были горничные и акушерки, молочники, бакалейщики и женщины легкого поведения. Рассекречивала жульничества псевдомедиумов не только комиссия Дмитрия Менделеева.

Среди возмущенных наглостью шарлатанов был и американец Гарри Гудини — профессиональный фокусник, имя которого гремело на весь мир. Он прибыл в Петербург и в доме редактора журнала «Природа и Люди» Вильгельма Казимира Биттнера разоблачал один трюк за другим, поражая публику простотой объяснений. Гарри Гудини продемонстрировал 17 незаметных для людей приемов, с помощью которых издавал «медиумические звуки».

Последняя мощная волна спиритической мании накрыла русское общество в начале XX века. В 1906 году в Москве состоялся крупный съезд спиритуалистов, в котором приняли участие 97 делегатов. В это время тираж журнала «Спиритуалист» достиг астрономической по тем временам цифры в 30 000 экземпляров, а количество спиритических кружков — 160.

Со временем многие последователи спиритизма разочаровались в медиумах, и увлечение столоверчением стало постепенно ослабевать пока не сошло на нет.