Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Юрий Лотман

— один из создателей структурно-семиотического метода изучения литературы, основатель Тартуско-московской семиотической школы.

Без него отечественное литературоведение, совершенно точно, было бы другим.

Сил и таланта исследователя хватало на разные темы и направления: от древних текстов до современных Лотману произведений, от истории литературы до семиотики кино, от быта до поэберто Эко считал его своим учителем.

При жизни Юрий Михайлович был членом нескольких академий наук в разных странах, создал цикл передач «Беседы о русской культуре» и опубликовал множество книг, наиболее примечательные цитаты из которых мы и отобрали для вас.

- История не меню, где можно выбирать блюда по вкусу. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»

- Культура есть память. «Беседы о русской культуре. «Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»

- Искусство — одно из средств коммуникации. Оно, бесспорно, осуществляет связь между передающим и принимающим (то, что в известных случаях оба они могут совместиться в одном лице, не меняет дела, подобно тому как человек, разговаривающий сам с собой, соединяет в себе говорящего и слушающего). «Об искусстве: Структура художественного текста; Семиотика кино и проблемы киноэстетики; Статьи, заметки, выступления 1962-1993 гг.»

- Дело в том, что творчество даже плохой певички — личное по своей природе, творчество даже хорошего инженера как бы растворяется в общем анонимном прогрессе техники. «Культура и взрыв»

- Душевное и физическое изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений и жестов. Аристократической простоте движений людей «хорошего общества» и в жизни, и в литературе противостоит скованность или излишняя развязность (результат борьбы с собственной застенчивостью) жестов разночинца. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»

- Только в искусстве мы можем одновременно ужасаться злодейству события и наслаждаться мастерством актера. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

- ...Задача науки — правильная постановка вопроса. Но определить, какая постановка вопроса правильная, а какая нет, невозможно без изучения методов движения от незнания к знанию, без определения того, может ли данный вопрос в принципе привести к ответу. «О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки»

- Поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца ясна науке. «О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки»

- В своих поисках нового языка искусство не может истощиться, точно так же, как не может истощиться познаваемая им действительность. «Культура и взрыв»

- Вера в таинственный смысл снов основана на вере в смысл сообщения как такового. Можно сказать, что сон — отец семиотических процессов. «Культура и взрыв»

- Фактически вся история кино как искусства — цепь открытий, имеющих целью изгнание автоматизма из всех звеньев, подлежащих художественному изучению. Кино победило движущуюся фотографию, сделав ее активным средством познания действительности. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

- В художественном тексте слова выступают (наряду с общеязыковым своим значением) как местоимения — знаки для обозначения еще не выясненного содержания. Содержание же это конструируется из их связей. «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста»

- Барский дом виден издалека, из окон и с балкона его также открывались далекие виды. Дома провинциальных помещиков ставили крепостные архитекторы и безымянные артели плотников. Они глубоко усвоили одну из главных особенностей древнерусской архитектуры — умение поставить строение так, чтобы оно гармонично вписалось в пейзаж. Это делало такие постройки, наряду с церковными строениями и колокольнями, организующими точками того русского пейзажа, к которому привыкли Пушкин и Гоголь в своих дорожных странствиях. «Роман А.С. ий Онегин“. Комментарий»

- Свобода — это не только отсутствие внешних запретов. Отсутствие внешних запретов должно компенсироваться внутренними культурными запретами. «Я могу соврать, но я не совру», «я могу оскорбить другого..., но я этого не сделаю». «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»

- Цель искусства — не просто отобразить тот или иной объект, а сделать его носителем значения. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

- Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

- Молодёжь начала XIX столетия привыкла к жизни на бивуаках, к походам и сражениям. Смерть сделалась привычной и связывалась не со старостью и болезнями, а с молодостью и мужеством. Раны вызывали не сожаление, а зависть. «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя»

- Культ Дружбы был неотделим от литературы предромантизма: Шиллер и Карамзин, Руссо и Батюшков создали настоящую «мифологию» дружбы. «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя»

- Создается видимость понимания там, где подлинного понимания нет. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

- Каждый текст имеет свой мир, грубым, но адекватным слепком которого является его словарь. «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста»