Михаил Сперанский: Вольтер на русский лад

После опалы в большую политику возвращаются редко. Но Михаил Михайлович Сперанский, похоже, имел безграничный кредит доверия императора. Его прогрессивный и в то же время осторожный план государственных преобразований всерьез испугал дворян и вдохновил декабристов: известно, что для заговорщиков он был одной из кандидатур на пост главы российской республики в случае свержения императора.

Почему многие из проектов Сперанского так и остались пылиться на полке?

Михаил Сперанский был, как бы мы сегодня сказали, трудоголиком. Он избегал радостей светской жизни, вставал в 5 утра, работал по 16−18 часов в день, без выходных и праздников, и такой же отдачи требовал от других. К примеру, на составление «Полного собрания законов Российской империи» из 45 томов под руководством Сперанского ушло четыре года. Это колоссальная по объему работа — в собрание вошли все российские законодательные акты, начиная с правления Алексея Михайловича. «План государственного преобразования России» сановник составил примерно за 9 месяцев.

Помимо удивительной работоспособности, будущий реформатор обладал недюжинными способностями и умением завести правильные знакомства. Среди них — знакомство с вельможей Алексеем Куракиным, который имел влияние на Павла I вплоть до опалы в 1798 году.

В 1799-м, спустя два года после начала гражданской службы, Сперанский получил чин статского советника. Между тем, по действующим тогда правилам для возведения в этот чин служить нужно было как минимум 5 лет. Поначалу жизнь чиновника показалась ему, человеку деятельному и жадному до новых впечатлений, на редкость скучной.

Сперанский жаловался на бесконечную череду бумаг, «всякую мысль самородную теснящих и подавляющих», и рутину канцелярского мира. Но при этом со своими обязанностями справлялся превосходно: именно ему Павел I поручал проекты манифестов и императорских указов. Страстью Сперанского было чтение: дома у него хранилась коллекция трудов европейских философов.

В 1798 году Михаил Михайлович женился на англичанке Елизавете Стивенс. Кстати, общаться им приходилось на французском языке: жених не владел английским, а невеста — русским. «Я теперь считаю себя счастливейшим из мужей и имею причины думать, что никогда не раскаюсь», — писал Михаил Михайлович.

В 1799-м, спустя два месяца после рождения дочери Елизавета скончалась от чахотки. Смерть жены Сперанский переживал очень тяжело. Спасением стала работа. Сановника заметил Александр I; он становится ближайшим сподвижником императора и делится с ним своим видением государственных преобразований.

Надо отметить, что эти задумки были робкими, осторожными. В начале XIX века вся Европа шла по пути ограничения власти монарха. В идеях Сперанского не было и намека на революцию, однако дворянам, опасающимся отмены крепостного права, это виделось именно так.

Проекты реформ были нацелены на создание правового государства и заключались в следующем: реализация принципа разделения властей; учреждение в качестве совещательного учреждения Государственного совета, члены которого назначаются императором; систематизация законов; замена коллегий министерствами; созыв Государственной Думы с ограниченной законодательной инициативой; введение системы четырехступенчатых выборов; открытие университетов, лицеев, приходских школ.

Эти последовательные реформы, считал Сперанский, снизили бы градус общественного напряжения и позволили избежать развития событий по французскому (революционному) варианту.

Инициативы главного в России сановника консервативно настроенные дворяне восприняли враждебно. Реализованы были лишь несколько пунктов — министерская и образовательная реформа, создание Государственного совета. Особенно противились дворяне указу, который допускал получение ряда чинов только после обучения в университете. На тот момент сановники пользовались всякой возможностью, чтобы неделями не появляться на службе, а здесь — принудительная учеба? Нет уж, увольте. О Сперанском говорили всякое.

«В течение одного года я попеременно был мартинистом, поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства и сделался наконец записным иллюминатом», — писал Михаил Михайлович. Помещики были обложены налогами с земель, что также не способствовало теплому отношению знати к Сперанскому. Размер некоторых налогов вырос вдвое.

Кроме того, чиновник не делился своими задумками с коллегами, что после неожиданной реформы чинопроизводства несколько раздражало. Его обвиняли во всяческих грехах, включая взяточничество и шпионаж.

В 1809 году он впервые в жизни приобрел собственное жилье и поселился с дочерью Елизаветой в Санкт-Петербурге. Распорядок дня был строгим: с девочкой занимались лучшие преподаватели, а Сперанский с утра до вечера работал в своем кабинете, прерываясь только на часовую прогулку.

Гром грянул в 1812 году, для Михаила Михайловича неожиданно. Ясным мартовским днем он получил предписание явиться к императору. Беседа длилась около четырех часов. Из кабинета в Зимнем реформатор вышел в состоянии крайнего замешательства. В тот же вечер он выехал в Нижний Новгород, в бессрочную ссылку. Спустя несколько месяцев опального чиновника направляют в Пермь.

Находясь вдалеке от эпицентра политической жизни, Сперанский занимается самообразованием: изучает языки, расширяет свою библиотеку. Он не умеет бездействовать и с головой окунается в размеренную помещичью жизнь: выписывает издания по агрономии, в числе первых применяет новые сельскохозяйственные технологии, всячески старается облегчить жизнь крепостным.

В 1816 году Александр I принимает решение о возвращении реформатора на государственную службу, сначала в должности пензенского губернатора, затем — генерал-губернатора Сибири. Новое назначение Михаил Михайлович воспринял «не без горечи». В Сибири сановник инициирует служебные расследования: коррупционеры лишаются теплых мест. Принимает на работу новые кадры не по происхождению, а по способностям.

Сперанский инициирует строительство заводов, открывает училища, занимается организацией китобойного промысла, наводит порядок с налогами. Жадно ловит каждую весточку из столицы. В 1821 году ему наконец разрешено вернуться в Петербург, где он занимается систематизацией законодательной базы и осуществляет административную реформу Сибирского края.

Николай I награждает Сперанского за составление свода законов

Способности Сперанского по достоинству оценил и Николай I; при нем чиновник продолжает работу по систематизации законов, ведет преподавательскую деятельность, разрабатывает программу высшего юридического образования.

Николай I привлек Сперанского к процессу по делу декабристов, многих из которых тот знал лично. Именно Сперанский разделил подсудимых на 11 разрядов с соответствующими мерами наказания и подготовил доклад, в котором содержались приговоры декабристам.

Михаил Михайлович скончался 23 февраля 1839 года. Ему было 67 лет.