Поход Едигея на Москву

Хоть Москва и не сдалась после трехнедельной осады, но Едигей все равно принес на русские земли страх и разруху: его воины разорили Серпухов, Коломну, Нижний Новгород, Клин, в поисках кладов опустошили Елецкое княжество, сожгли Рязань.

>> История картины «Девочка на шаре» Пикассо

Формально Едигей был одним из ордынских военачальников, однако фактически ему удалось сосредоточить значительную власть в своих руках. После падения Тохтамыша престол занял Тимур-Кутлуг, не лишенный политических амбиций. Едигею подобная позиция понравиться не могла, поэтому Тимур-Кутлуг правил не слишком долго. Во время переворота, организованного Едигеем, хан был убит, и его место занял Шадибек.

>> «Крот» должен сидеть в тюрьме

Это кандидатура властного темника вполне устраивала: Шадибек жил праздно, любил отдыхать и развлекаться, посему дела государственные с радостью готов был передать кому-нибудь другому. Когда же взбунтовался и он, началась непродолжительная борьба, завершившаяся бегством хана. После этого Едигей возвел на престол Пулада, сына Шадибека. В общем и целом, ханы сменялись, однако власть по-прежнему оставалась в руках Едигея.

>> «Джульетта ураганов» и революционер

Сохранилось лишь одно описание внешности и личных качеств Едигея: «Был он очень смугл, среднего роста, плотного телосложения, отважен, страшен на вид, высокого ума, щедр, с приятной улыбкой, меткой проницательности и сообразительности». Неизвестно, насколько автор этой характеристики был близок к истине: ханов и знать всегда описывали в подобном ключе.

Одной из важнейших внешнеполитических целей Едигея было ослабление отношений между московскими и литовскими князьями. Проводилась эта политика во многом благодаря распространению сплетен. Так, сначала князь Василий Дмитриевич стараниями Едигея выступил в поход на Витовта, в результате чего армии обеих сторон оказались ослаблены. Затем ордынский темник распустил слух, будто бы Пулад-хан намерен идти на литовские земли. Сам же Едигей в это время направился к Москве.

План Едигея в определенной степени удался: Василий удара с его стороны не ожидал. Защищать город остался Владимир Храбрый, дядя Василия, сам же московский князь бежал в Кострому — вероятно, в некотором отдалении от военных действий он хотел собрать подкрепление. Жители Москвы начинали паниковать. Многие поспешили покинуть пределы города, взяв пример с князя.

30 ноября 1408 года армия под предводительством Едигея подошла к Москве. В войске присутствовали многие представители ордынской знати: четыре царевича и несколько эмиров. Едигей также планировал заручиться поддержкой тверского князя Ивана Михайловича, но тот приказ темника проигнорировал. На поиски скрывшегося Василия Едигей отправил около тридцати тысяч воинов, однако они возвратились ни с чем.

Москвичи приняли решение сжечь посад, после чего начали стрельбу по войску Едигея. Противникам это существенно мешало: они не могли приступить к штурму белокаменной крепости. Воины разместились неподалеку от городских стен, но времени даром терять не стали: отдельным отрядом было поручено разграбить населенные пункты в окрестностях Москвы. Сам же Едигей начал осаду, продолжавшуюся три недели.

Множество городов, расположенных как рядом с Москвой, так и на значительном отдалении от нее, оказались разрушены и опустошены. От рук воинов Едигея пострадали Нижний Новгород, Коломна, Городец, Дмитров, Переславль Залесский, Клин, Серпухов, а также многие села и деревни. Неизвестно, чем закончилась бы осада Москвы и сколько еще русских городов оказались бы разорены, но темник получил весть о том, что ему стоит ждать нападения со стороны Тимура, сына Тимур-Кутлуга, убитого Едигеем. Войско в срочном порядке засобиралось домой. Тем не менее Едигей вытребовал у москвичей три тысячи рублей в качестве откупа, а также перед возвращением восвояси сжег Троицкий монастырь и Рязань.