Макинтош: человек и плащ

«Скользкая мостовая блестела, как мокрый макинтош», – писал в «Портрете Дориана Грея» Оскар Уайльд. Плащ из непромокаемой прорезиненной ткани был в моде в середине XIX века, да и звезды XX века, такие как Фрэнк Синатра и Дин Мартин, очень уважали этот предмет гардероба. А появлением своим этот плащ обязан шотландскому химику Чарльзу Макинтошу, в честь которого и был назван. В 1823 году Макинтош изобрел способ производства непромокаемой ткани и тем самым навсегда вписал свое имя в историю.

>> Новогодние хлопоты в старину

Чарльз Макинтош родился в 1766 году в Глазго. Его отец был известным красильщиком и имел собственный бизнес. Хоть сын и разделял увлечение отца химией, он решил пойти своим путем. В 19 лет он поступил на обучение в Эдинбург, а уже через год открыл свое производство хлорида аммония и красителя «Персидский голубой». Интерес к химии не угасал и в 1797 году Чарльз Макинтош открыл первые работы по производству квасцов в Шотландии. После того, как в Глазго стали повсеместно внедрять газовое освещение, Макинтош решил наладить контакты с производителями угля, из которого и получали газ. Он договорился о покупке отходов и побочных продуктов от добычи угля. Из них Макинтош мог извлечь аммиак, который использовал в своем производстве его отец для того, чтобы делать фиолетово-красную краску из лишайника. Однако у него еще оставался один неиспользованный материал — смесь жидких углеводородов, называемая нафтой.

>> Собор Святой Софии: храм, мечеть и музей

Еще в 1791 году Фабриони отметил отличные свойства растворителя для резины, но их почему-то проигнорировали. Только в 1818 году Джей Симе предположил, что «вещество из каменноугольной смолы» можно использовать как растворитель для резины — тем более благодаря активно внедряемому газовому освещению его производство было легким и доступным. Считается, что в 1823 году, проводя очередной опыт, Чарльз Макинтош испачкал рукав пиджака раствором каучука. Через некоторое время он заметил, что ткань стала водонепроницаемой и продолжил изучение этого свойства.

>> Розеттский камень Наполеона и Шампольона

По правде говоря, он был не первым, кто открыл подобный эффект резины. Еще южноамериканские аборигены на протяжении сотен лет покрывали раствором латекса свои ткани. Однако латекс был неустойчивым для отправки в Европу, поэтому для индустрии тех лет изобретение Макинтоша действительно стало прорывом. Он экспериментировал с нафтой как растворителем и заметил, что ткань действительно становилась водонепроницаемой, однако была липкой и имела неприятный запах. Вопрос липкости Макинтош сумел быстро решить — он предложил зажимать резину между двумя листами ткани. В 1823 году он запатентовал свою технологию и вскоре основал Charles Macintosh & Co. Правда, оставалось несколько проблем — запах и потеря гибкости ткани при низких температурах.

В следующем году Макинтош обратился с деловым предложением к братьям Бирли, известным хлопчатобумажным прядильщикам и ткачам. Он убедил их построить рядом свою фабрику, чтобы производить там прорезиненный хлопок. Но проблему запаха так и не удалось решить, поэтому общественность восприняла подобную одежду без энтузиазма. Правда практические преимущества были высоко оценены армией и флотом, которые и обеспечивали стабильный спрос. Однако, несмотря на это, даже почти спустя 10 лет фабрика не приносила желаемого дохода.

Помощь пришла от «отца британской резиновой промышленности» Томаса Хэнкока. Он в 1820 году изобрел машину, которая разрывала резиновые отходы, сплавляла и смешивала их вместе и позволяла затем формировать ее в резиновые листы или блоки. Такая резина растворялась быстрее и легче, чем сырая. Хэнкок знал о работах Макинтоша и в 1825 году начал параллельно с ним похожее производство. Хэнкок запатентовал «водонепроницаемые двойные текстуры», которые имели более высокое содержание резины, поэтому могли более однородной пленкой распределяться по ткани и не иметь такого сильного запаха. Постепенно оба изобретателя стали сотрудничать и в 1831 году Хэнкок стал партнером в компании Макинтоша. Два года спустя объединенная компания купила специализированный резиновый бизнес брата Хэнкока по производству медицинских изделий. Бизнес пошел в гору окончательно после открытия вулканизации резины.

Чарльз Макинтош, однако, известен не только своими работами с водонепроницаемой тканью. Так, совместно с Чарльзом Теннантом он изобрел отбеливающий порошок для тканей — хлорную известь. Также Макинтош изобрел процесс восстановления оксидов железа монооксидом углерода. Он был более быстрым, чем известный в то время процесс получения стали. Умер Чарльз Макинтош в 1843 году недалеко от родного Глазго. После его смерти в бизнес вошел его сын Джордж, однако через пару лет он ушел, а его семья больше никогда не была связана с производством, основанным его отцом. Уведомление о прекращении партнерства было написано от руки на листе А5, в которой утверждалось: «Настоящим мы уведомляем о том, что нижеподписавшиеся Джордж Макинтош и Генри Бирли ушли из фирмы Charles Macintosh & Co и что партнерами в этой фирме продолжают оставаться нижеподписавшиеся Ричард Бирли, Томас Хорнби Бирли, Герберт Бирли, Томас Хэнкок и Уильям Брокедон».