Дворец дожей – символ Венеции

В здании заседал Совет десяти и решались важные политические вопросы, а в казематах дворца когда-то содержались под стражей Джакомо Казанова и Джордано Бруно. Стены дворца украшены шедеврами Тинторетто и Тициана, часть из которых сгорела во время пожара в XVI веке.

Первая крепость

Первая крепость на территории современного дворца дожей была построена еще в 810 году. Высокие крепкие стены были окружены рвом, чтобы защитить Венецию от нападений с моря. Однако следов от нее почти не осталось — в X веке венецианцы восстали против дожа и сожгли резиденцию. Новое здание тоже долго не продержалось и сгорело в начале XII столетия.

Работы по реконструкции начались во второй половине XII века по приказу дожа Себастьяно Дзиани. Он подошел к делу серьезно и решил полностью изменить всю планировку площади Сан-Марко. Новый дворец больше не был укреплением — к тому моменту Венеция уже вполне могла обороняться с помощью флота. Так что ров засыпали, а здание решили сделать более изящным.

Готика и Ренессанс

Современное здание дворца дожей появилось в XIV — XV веках. Над его проектом работали сразу несколько архитекторов: Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и Энрико. Работы велись несколько десятилетий — поначалу возвели фасад, выходящий на лагуну, так сказать, «лицо» Венеции, а лишь двадцать лет спустя закончили строительства фасада со стороны площади Сан-Марко.

Специально для постройки готического дворца были приглашены мастера из Флоренции и Ломбардии, но принимали участие также и венецианские зодчие, знаменитые своей работой с мрамором. В середине XVI века новый дворец сильно пострадал от пожара, но, к счастью, полная перестройка не потребовалась.

Однако в огне погибли некоторые шедевры Беллини, Порденоне и Тициана, украшавшие стены залов. За реставрацию взялся Антонио де Понти, тот самый, что создал проект моста Риальто. Он решил сохранить прежний готический стиль, несколько изменив его в угоду царившему в те времена Ренессансу.

Мрамор и резьба

Необычная архитектура дворца дожей — массивная верхняя часть здания словно парит над площадью, удерживаясь лишь легкими арками. Кажется, будто здание перевернуто с ног на голову. На самом деле у такого интересного решения есть вполне простое объяснение — открытая галерея первого этажа служит прекрасным укрытием от полуденной венецианской жары.

Фасад дворца выполнен из светлого мрамора, украшенного башенками, скульптурами и резьбой. Во внутренний двор дворца дожей можно попасть через так называемую «Бумажную дверь». Стрельчатая арка двери декорирована в готическом стиле, а на портале можно разглядеть дожа Франческо Фоскари, стоящего перед крылатым львом, символом Венеции.

Двор дворца окружен аркадами и украшен древнегреческими скульптурами. Посреди двора стоят два колодца, из которых раньше брали лучшую по всем городе воду.

Интерьеры дворца

Внутри дворца находится самый большой зал во всей Италии — зал Большого совета. Под него отведено все южное крыло здания. На восточной стене зала расположена одна из самых больших картин в мире — «Рай» кисти Тинторетто. К залу ведет Золотая лестница, созданная в XVI веке. Под лестницей находится небольшая комната, в которой хранится Золотая книга — перечень семей, которые могли занимать высокопоставленные должности в Венецианской республике.

Самый известный зал дворца дожей — зал Совета десяти. Именно здесь решались важные политические вопросы и выносились приговоры преступникам, выступавшим против республики. Прямо над залом располагались казематы, в которых некогда томились Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

Новые тюрьмы находятся по другую сторону канала, и попасть в них можно через Мост вздохов. Именно в память о вздохах осужденных, которые проходили по этому мосту и последний раз бросали взгляд на Венецию, он и получил свое название.