Он родился в «год литературных гениев» вместе с Платоновым, Набоковым, Хемингуэем, Борхесом и другими знаковыми писателями XX века.

В своей стране Юрий Олеша был одним из самых известных советских литераторов 20-х годов.

Произведение, которое принесло ему всесоюзную славу — романтическую сказку «Три толстяка» — он написал в 1924-м, молодому автору на тот момент было всего лишь 25 лет.

Позже вышел роман «Зависть» и знаменитые пьесы Олеши.

К сожалению, революционный романтизм и оптимизм 20-х стал не нужен в страшных 30-х годах.

Юрий Карлович так и не смог найти себе место в сталинском искусстве, писал все меньше и меньше, почти не публиковался. «Он создавал арки и не мог сомкнуть их своды», — сказал как-то о нем Виктор Шкловский.

О его огромном литературном даре, который, конечно же, никуда не делся, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи и книга «Ни дня без строчки», вышедшая уже после смерти автора.

Мы собрали 15 цитат из произведений Юрия Олеши, чтобы напомнить об этом замечательном писателе.

- Я мало что знаю о жизни. Мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое. («Ни дня без строчки»)

- В конце концов неважно, чего я достиг в жизни, — важно, что я каждую минуту жил. («Ни дня без строчки»)

- Есть очень хорошее средство от страха: заснуть. Особенно рекомендуется натянуть на голову одеяло. («Три толстяка»)

- Пожалуй, гордость — одно из главных переживаний юности... («Ни дня без строчки»)

- Одно из ощущений старения — это то ощущение, когда не чувствуешь в себе ростков будущего. Они всегда чувствовались; то один, то другой вырастали, начинали давать цвет, запах. Теперь их совсем нет. Во мне исчезло будущее! («Ни дня без строчки»)

- Человек в минуты волнения порой не замечает таких обстоятельств, которые, как говорят взрослые, бьют в глаза. («Три Толстяка»)

- Жизнь человеческая ничтожна. Грозно движение миров. Когда я поселился здесь, солнечный заяц в два часа дня сидел на косяке двери. Прошло тридцать шесть дней. Заяц перепрыгнул в другую комнату. Земля прошла очередную часть пути. Солнечный зайчик, детская игрушка, напоминает нам о вечности. («Зависть»)

- Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милей принцессы, тем более что принцессы иногда превращаются в лягушек или, наоборот, лягушки превращаются в принцесс. («Три толстяка»)

- В Европе одаренному человеку большой простор для достижения славы. Там любят чужую славу. Пожалуйста, сделай только что-нибудь замечательное, и тебя подхватят под руки, поведут на дорогу славы... У нас нет пути для индивидуального достижения успеха. («Зависть. Рассказы»)

- Ужасна изжога зависти. Как тяжело завидовать! Зависть сдавливает горло спазмой, выдавливает глаза из орбит. («Зависть»)

- Выдумка — это возлюбленная разума. («Зависть»)

- Конец эпохи, переходное время, требует своих легенд и сказок. («Зависть»)

- Летательная машина похожа теперь на тяжелую рыбу. Как быстро авиация стала промышленностью. («Зависть»)

- Что может быть более радостного, чем делиться прекрасным! («Ни дня без строчки»)

- Современные прозаические вещи могут иметь соответствующую современной психике ценность только тогда, когда они написаны в один присест.

Размышление или воспоминание в двадцать или тридцать строк — максимально в сто, скажем, строк — это и есть современный роман.

Большие книги читаются сейчас в перерывах — в метро, даже на его эскалаторах, — для чего ж тогда книге быть большой? Я не могу представить долгого читателя — на весь вечер. («Ю. К. Олеша. Избранное»)