Откуда пошла традиция упоминать Пушкина при упреке?

ЛЁШКА ИГНАТЕНКО

Инженер-технолог (МАИ - это лучшие люди страны), фанат футбола и настолок, роковый меломан

Вы не первая, у кого родился такой вопрос. Исследовательница-филолог Е.Г. Рабинович уже задавалась таким вопросом и для ответа на него провела несколько опросов, чтобы узнать, используется ли этот оборот и сейчас, и понятен ли опрашиваемым его смысл.

Результаты опроса показала, что выражение понятно всем, но употребляется все реже и реже. Более того, выяснилось, что "закрывал двери" и, например, "выносил мусор" Пушкин за всех лентяев преимущественно в Москве, в Одессе, например, на его месте оказывался Дюк, а в Смоленске - Глинка с Блонья.

Начав смотреть на выражение учитывая географический фактор, Елена Георгиевна пришла к выводу, что в этих выражениях "действующими лицами" являются не сами личности, а... памятники.

Действительно, в центре Смоленска стоит памятник великому русскому композитору, а Блоньем называют бульвар, на котором памятник находится. А "Дюк" - это герцог Арман-Эммануэль Ришелье, который был губернатором Одессы и тоже увековечен памятником.

Так что закрывающий двери и делающий все остальные дела Пушкин - это не сам Александр свет Сергеевич, а его памятник на Тверском бульваре.

А почему именно памятники? Е.Г. Рабинович говорит, что скульптуры выступают аналогом неизвестного "дяди", который вошел в ряд самых разнообразных выражений ("А на дорогу дядя смотреть будет?", "Будешь плохо себя вести - дяде отдам", "Почему к экзамену не готовишься? На дядю надеешься?"). "Дядя" появился как замена "черта", "лешего", любого другого представителя нечистой силы, которого вслух именовать было нельзя. А памятники стали просто материальным воплощением этих самых "дядь".