20 ноября 2017, Дилетант

Умный дом и другие забытые советские изобретения

Советские дизайнеры экспериментировали с инновационными материалами, не забывали о требованиях эргономики, но при внедрении новых разработок в жизнь сталкивались с колоссальными трудностями. >> Как фрики стали классиками литературыИногда советские дизайнеры в научных институтах, которые не были плотно связаны с производствами, придумывали футуристические концепции, воплотить которые в жизнь не представлялось возможным из-за отсутствия тех или иных технологий или материалов. Многие перспективные разработки так и остались на бумаге. >> Судьба детей Льва ТроцкогоСоветская система дизайна начала складываться в полной мере после Великой Отечественной войны. К 1950-м стала очевидной проблема технологического отставания, особенно в сфере производства товаров массового потребления. Иногда эта проблема решалась копированием и доработкой западных аналогов. >> Гибель традиционной сексуальной моралиДнем рождения советского дизайна можно считать 28 апреля 1962 года, когда было подписано Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования». В том же 1962 году была организована сеть научно-исследовательских институтов и специальных художественно-конструкторских бюро. Домашний телерадиокомплекс «СФИНКС» создан в 1986 году дизайнерами ВНИИТЭ Дмитрием Азриканом, Игорем Лысенко, Алексеем Колотушкиным, Мариной Михеевой и другими. Такими мультимедийными комплексами планировалось оснастить дома к 2000 году. Проект был ориентирован на технические решения, проходившие в то время стадию экспериментальных лабораторных исследований. Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Планировалось, что с помощью СФИНКСа можно будет не только разнообразить семейный отдых, но и, например, управлять бытовыми приборами, а значит это был еще и первый концепт Умного дома. Макет «Перспективного такси» (ПТ) разработан в 1964 году Юрием Долматовским и Александром Ольшанецким. ПТ представляло собой маленький автобус — компактный, маневренный, вместительный, с ровным полом кузова, внутренним багажником, раздвижными дверями и отдельной кабиной водителя. На экспериментальном производстве ВНИИТЭ было изготовлено два опытных образца ПТ, один из которых в течение месяца работал на московских улицах и очень понравился водителям и пассажирам. Алексей Косыгин, Председатель совета министров СССР, лично распорядился начать массовый выпуск ПТ, но даже несмотря на это, в серию концепт-кар не пошел. Экспериментальная модель пожарного автомобиля ЗИЛ-Sides разработана дизайнерами ВНИИТЭ в 1975 году. Данный прототип использовался на стадионах во время Олимпиады-80 в Москве. Автомобиль оказался слишком дорогим и в массовое производство запущен не был. В отличие от множества передовых советских разработок, которые производились в единственном экземпляре — для отчетности — и ставились на полку отдела-разработчика, «Микро» был выпущен десятками тысяч экземпляров, причем большинство из них экспортировались в США и Европу, где на них был огромный спрос. Хрущёв с гордостью дарил чудо советской микроэлектроники высокопоставленным коллегам, в том числе королеве Елизавете II. Владимир Рунге — создатель всемирно известных фотоаппаратов «ЗЕНИТ». Несколько десятилетий он был главным дизайнером и руководителем отдела дизайна Красногорского оптико-механического завода (КМЗ). В 1960—1980-е завод стал лидером в производстве высококачественной фотоаппаратуры. С помощью фотоаппаратуры «ЕНИСЕЙ» производства КМЗ был сделан первый в мире снимок обратной стороны Луны. КМЗ выпустил первый в СССР фотоаппарат с zoom-объективом, первую панорамную камеру с углом охвата 120 градусов, модную кинокамеру «КВАРЦ» и «ЗЕНИТ-Е» — самый массово экспортируемый советский зеркальный фотоаппарат. 22 ноября в Центре моды и дизайна D3 (Москва, ул. Делегатская, д.3) открывается выставка «Система дизайна в СССР», подготовленная Московским музеем дизайна. Экспозиция, состоящая из более чем 500 предметов, покажет, как функционировала система дизайна в СССР в 1960—1980-е годы, расскажет о деятельности важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.
Выставка работает до 14 января 2018 года. Вход свободный.
Истории
Оставить комментарий

Главное по темам

Прокормит ли наша планета 10 миллиардов человек

14:48

Война в крови: самые жестокие народы древности

12:13

Фюрер в Тибете: что искал Третий Рейх

14:04

8 самых громких олимпийских скандалов в истории

13:12

Жизнь после смерти: как люди представляли загробные миры

Вчера, 21:41

Видеоновости

Статьи

Как «доктор смерть» из НКВД изобретал идеальный яд

В Советском Союзе существовала специальная лаборатория, изучавшая влияние отравляющих веществ на человека. Один из ее сотрудников — Григорий Майрановский — не просто экспериментировал — он убивал людей.

«Они реально боятся ехать в Россию»

В рамках цикла об уехавших заграницу россиянах «Лента.ру» рассказывает историю Карины, обосновавшейся в городе неспящих — Сиэтле.

«Вся моя жизнь — отпуск»

В рамках цикла материалов о соотечественниках, перебравшихся за границу, «Лента.ру» публикует рассказ фотографа Кати Пешаковой о том, как устроить жизнь в сказочной Индии.

«Осторожно: на свободе гуляет бурый медведь с двумя пушками»

Пять лет назад отважная уроженка Новосибирска Светлана Скарбо втянулась в авантюру. Она решила заставить британцев читать о Сибири.

«Я слышал, что оценки можно купить за деньги»

Гражданин Германии, 47-летний Йорн Хезе полтора года учился в университете города Орла на факультете экономики.

Фоторепортажи