Павел Третьяков. Человек и галерея

Третьяковская галерея в Москве – в числе всемирно известных символов России. Её основатель, купец Павел Михайлович Третьяков, сохранил и передал потомкам величайшее культурное достояние нашей Родины. Об этом человеке и его детище рассказывает Praktika.ru.

>> Чем занять детей на каникулах

Третьяков – коммерсант с 14 лет

27 декабря 1831 года в Москве родился Павел Михайлович Третьяков. Он появился на свет в старинной купеческой семье: предки его занимались торговлей уже 200 лет. У Павла был младший брат и три сестры.

Он был подростком, когда умер отец – с 14 лет мальчику пришлось взять дело в свои руки. Павел оказался успешным предпринимателем: семейные мануфактуры стали одними из лучших в стране. Младший брат Сергей во всём поддерживал Павла: начиная с бизнеса и заканчивая созданием коллекции живописи.

>> Салат с апельсином и опята: чем заменить оливье

Жена и шестеро детей

Павел Михайлович женился в 33 года на Вере Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената купца Саввы Ивановича Мамонтова. У них родилось два сына и четыре дочери. В семье царила удивительная атмосфера взаимной любви и уважения, всеобщей увлечённости искусством. Но не всё в жизни Третьяковых было гладко. Младший сын – любимец семьи – умер в 9 лет от скарлатины, а старший родился душевнобольным. В 1898 году серьёзно заболела Вера Николаевна. От переживаний слёг её супруг. Третьяков умер в Москве 16 декабря 1898 года. Жена пережила мужа только на 3 месяца.

>> Как сохранить тепло в квартире

Последними словами Третьякова были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Павла Михайловича похоронили на Даниловском кладбище рядом с родителями и братом. Спустя 50 лет прах братьев Третьяковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Третьяков и деньги

Павел Михайлович признавался: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь». После смерти Третьякова стоимость его имущества составила 3 млн 800 тысяч рублей – это намного меньше, чем сумма денег, потраченных им на покупку картин и на благотворительность.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Третьяков пожертвовал значительные суммы на военные нужды, за это был награждён бронзовой медалью на Аннинской ленте. Спонсировал экспедицию Николая Миклухо-Маклая в Южные моря.

С 1863 года стал попечителем училища для глухонемых детей. Материально поддерживал вдов и сирот бедных художников. Для таких семей на деньги Третьякова был построен дом с бесплатными квартирами.

Третьяков не скупился и часто оплачивал поездку художника, если это требовалось для создания картины. Например, оплатил поездку Осипа Браза в Ниццу, чтобы он написал там портрет А.П. Чехова.

«Это не мне – это обществу русскому».

В то же время Третьяков бережно относился к деньгам. Покупая картину, он обязательно спрашивал: «А уступочки не будет?» Художники любили его и часто предлагали свои работы дешевле, чем другим покупателям. Когда царь Александр III с братом Владимиром захотели купить картину Васнецова «После побоища…», об этом стало известно Третьякову. Он приехал в мастерскую художника и перекупил картину по цене вдвое ниже, чем императорская фамилия.

Торговался Третьяков не из скупости, а лишь потому, что желал больше денег оставить на покупку новых картин для галереи: «Это не мне – это обществу русскому». Павел Михайлович признавался, что никогда не сможет оставить купеческое дело, иначе ему не на что будет приобретать новые работы художников.

Начало коллекции

Идея создания общедоступного собрания живописи появилась у 20-летнего Третьякова после посещения Эрмитажа: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Коллекция будущей Третьяковской галереи началась в 1856 году с покупки картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Василия Худякова. Хотя картины Третьяков покупал и раньше: в 1854-1855 годах на Сухаревском рынке приобрёл 20 работ старых голландских мастеров. Часть картин оказались поддельными. С тех пор Третьяков зарёкся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И стал собирать произведения только русских мастеров.

Галерея для людей

В конце 1860-х Третьяков задумал создать коллекцию «Русский пантеон» – прижизненные портреты известных людей. Он заказал портреты Чайковского, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Щепкина, Комиссаржевской и многих других лучшим художникам: Перову, Ге, Репину, Крамскому, Невреву.

В 1891 году 4 картины из коллекции были похищены. Это настолько потрясло Третьякова, что он почти на два года закрыл галерею для посещений.

Первоначально вся коллекция находилась в доме Третьяковых. Из-за новых картин к зданию постоянно добавляли пристройки. В 1874 году Третьяков построил для коллекции галерею (нынешний фасад по рисунку Васнецова появился уже после смерти Павла Михайловича). Спустя 7 лет галерея стала общедоступной. В 1891 году произошёл эксцесс: 4 картины были похищены (позднее две их них удалось вернуть). Это настолько сильно потрясло Третьякова, что он почти на два года закрыл галерею для посещений.

После этого Третьяков передал галерею в дар Москве. Заведение стало называться Городская художественная галерея Третьяковых. В собрание вошло более 1800 живописных картин и рисунков и 10 скульптур. Кроме того, 62 иконы перешли в галерею после смерти Павла Михайловича (до того момента они находились в его доме).

За передачу галереи городу Александр III предложил Третьякову дворянский титул, но он отказался: «Я купцом был, купцом и останусь». В 1897 году получил звание почётного гражданина Москвы.

До конца жизни Третьяков продолжал ежегодно дарить Городской галерее новые произведения искусства. Его брат Сергей Михайлович (бывший тогда городским головой) тоже передал свою коллекцию галерее. Правда, он собирал произведения не русских, а французских художников. Свои коллекции в дар галерее передавали и другие меценаты, в том числе Михаил Морозов.

С тех пор коллекция постоянно пополняется, занимая всё новые помещения, и сейчас музейный комплекс Третьяковской галереи состоит из 8 объектов:

– постоянная экспозиция предметов искусства до начала XX века представлена в историческом здании в Лаврушинском переулке, 10;

– по соседству находится Инженерный корпус, где организовываются временные выставки, лекции, кинопоказы;

– экспозиция русского, советского и российского искусства XX-XXI века расположена в огромном здании на Крымском валу, 10;

– также в состав музейного комплекса входят храм святителя Николая в Толмачах, дом-музей Виктора Васнецова, музей-квартира Апполинария Васнецова, музей-мастерская скульптора Анны Голубкиной, дом-музей художника Павла Корина.

Но и этого недостаточно, чтобы вместить всё собрание работ – так, сейчас строится новый корпус Третьяковки на Кадашёвской набережной, который должен быть закончен в 2018 году. К слову, за время существования Третьяковской галереи её коллекция разрослась в 50 раз.

Деликатная просьба мужа, лиловый Иван Грозный и ещё один медведь

Со многими шедеврами Третьяковки связаны интересные истории. Вот некоторые из них.

– Картина «Портрет неизвестного в треуголке» Фёдора Рокотова почти 200 лет считалась портретом мужчины. Однако во время реставрации выяснилось, что у картины есть второй слой, на котором изображена молодая женщина в бальном платье. Оказалось, что помещик Струйский заказал художнику портрет своей жены. Вскоре супруга умерла при родах. Струйский женился второй раз.

Он попросил Рокотова переделать картину так, чтобы он мог любоваться портретом покойной супруги, не задевая чувств новой жены. Художник оставил лицо женщины без изменений, а поверх её платья написал мужской костюм.

– Картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина в 1913 году порезал ножом психически больной иконописец-старообрядец Абрам Балашов. Хранитель картин Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав об этом, бросился под поезд.

Картину удалось восстановить, для этого в Москву приехал сам Илья Репин. Правда, за 20 лет его взгляды на живопись изменились, и художник написал лица персонажей в лиловых тонах. Впоследствии реставраторы вернули картине первоначальный вид.

– Картину «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина многие называют «Три медведя», хотя на самом деле на картине изображены четыре медведя, а не три. Путаница возникла из-за популярных конфет «Мишка косолапый» фабрики «Красный Октябрь»: на фантике четвёртый медведь просто не поместился.

Кстати, самих мишек нарисовал не Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий: величайшему пейзажисту не давались фигуры животных. Изначально на полотне были указаны фамилии обоих авторов. Однако Третьяков после покупки картины стёр подпись Савицкого, посчитав, что вклад в работу Шишкина неизмеримо больше. Савицкий согласился.