Русские топ-модели прошлого

После потрясений Первой мировой войны и революции 1917 года Париж оказался наводнен эмигрантами из России. Русские дамы с безукоризненными манерами и гордой осанкой в поиске средств к существованию шли в модели и манекенщицы. Было среди них немало женщин благородного происхождения: виконтесс, баронесс, княгинь. Они не только представляли одежду на показах и участвовали в фотосъемках, но и посещали светские рауты, становясь лицами брендов. О том, кто из русских красавиц блистал на парижских подиумах и обложках Vogue в 1920–30-х годах, читайте в материале портала «Культура.РФ».

КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА БЕЛОСЕЛЬСКАЯ-БЕЛОЗЕРСКАЯ

Княгиня Елизавета Белосельская-Белозерская — также известная как Лиза Граббе — одна из легендарных парижских манекенщиц 1920-х годов. Во время революции 1917 года княгиня и ее супруг — Сергей Белосельский-Белозерский бежали в Финляндию, а затем и в Париж. Супруги сняли небольшую квартирку, князь благодаря отличному знанию языков с легкостью нашел место в банке, а красавицу-княгиню пригласили работать на Елисейских Полях. Ее фигура отвечала модным требованиям 1920-х: тонкая и низкая талия, хорошая осанка и княжеский гордый профиль. Парижские журналы мод часто помещали фотографии княгини на обложки журналов. Особенно популярен был ее творческий тандем с русским фотографом бароном Георгием Гойнингеном-Гюне.

Елизавета Белосельская-Белозерская сотрудничала со многими домами мод, работая только с самыми обеспеченными клиентами. Известная манекенщица той эпохи Монна Аверьино вспоминала княгиню как «элегантную женщину, всегда в красивых платьях от Chantal или Molyneux». Завершив карьеру, Белосельская-Белозерская осталась в Париже. С мужем они к тому моменту давно расстались. По воспоминаниям Натальи Обержонуа, дочери известной русской портнихи Натальи Бологовской, княгиня курила мундштук и оставалась «тоненькой и элегантной до конца своих дней».

ГАЛИ БАЖЕНОВА

Манекенщица Эльмесхан Хагундокова, известная под именем Гали Баженова, родилась в Санкт-Петербурге. Хагундокова училась в Смольном институте благородных девиц, во время Первой мировой войны трудилась в качестве сестры милосердия, а позже вышла замуж за Николая Баженова и вскоре овдовела. В 1922 году девушка оказалась в эмиграции — в Париже.

Здесь и началась карьера Гали Баженовой в парижских журналах мод. Изысканная, высокая, с осиной талией черкешенка стала «кавказской звездой» дома Chanel, а затем начала мелькать на обложках журналов Vogue и Femina. Но век манекенщицы недолог, поэтому в 1928 году она создала свой собственный дом мод Elmis, который просуществовал четыре года. Баженова любила все дорогое, поэтому и сама создавала роскошную, но при этом элегантную одежду. Дом Elmis специализировался на вечерних туалетах с ручной вышивкой, эскизы для которых готовил родной брат владелицы — Георгий Хагундоков. В 1934 году Гали Баженова вышла замуж за графа Станислава де Люара, приняла католичество и сменила имя — она стала графиней Ирэн де Люар.

КНЯЖНА МАРИЯ ЭРИСТОВА

Отцом княжны Марии (Мэри) Эристовой был грузинский князь Прокофий Шервашидзе, член Государственной думы. Поэтому росла княжна в Санкт-Петербурге. Там она стала фрейлиной последней императрицы Александры Федоровны и жила в окружении поклонников, покоренных ее восточной красотой и изысканными манерами. После революции 1917 года Мэри Эристова вместе с семьей выехала в Тифлис, а затем и в Париж.

В тяжелых условиях эмиграции о беззаботной аристократической жизни не могло быть и речи. Княжна стала искать работу. Она познакомилась с князем Дмитрием Павловичем, у которого был роман с Коко Шанель, — он познакомил будущую манекенщицу с французским модельером. Так Мэри Эристова, брюнетка с фактурной кавказской внешностью, стала лицом модного дома Chanel. К тому же самой мадемуазель Коко льстило, что с ней будет работать настоящая русская княжна. Вскоре Эристова стала не только звездой европейских подиумов, но и успешной светской львицей: она была желанной гостьей на модных вечеринках, культурных событиях и званых обедах.

ВАРВАРА РАППОНЕТ

В начале 1930-х мода на брюнеток прошла, началась эра блондинок. В это время и стала известной первоклассная парижская манекенщица — киевлянка по происхождению Варвара Раппонет. Когда начались революционные волнения, она вместе с семьей выехала в Феодосию, а 1920 году через Стамбул эмигрировала в Югославию.

В 1933 году Варвара Раппонет оказалась в Париже, где ее сразу принял на работу основатель дома высокой моды Balenciaga Кристобаль Баленсиага. В 1941 году она стала манекенщицей модного дома Schiaparelli, с которым сотрудничала многие годы. За то время, что модель ходила по подиумам в нарядах от Schiaparelli, в мире моды ее стали называть новым именем — Барбарой Скиап. После завершения войны Варвару Раппонет начали приглашать на важные светские мероприятия, где она представляла одежду других модных домов. Модель не раз фотографировалась для брендов Lanvin и Maggy Rouff и участвовала в их дефиле, а 19 апреля 1952 года ее вместе с другими моделями из Lanvin пригласили принять участие в свадьбе актрисы Грейс Келли и князя Монако Ренье.

ИЯ ГЕ (ЛЕДИ АБДИ)

Ия Ге родилась в семье актеров. Девочка с детства была артистичной, и это помогло ей позже стать эталоном женственности и вкуса во Франции 1920–30-х годов. Когда началась Первая мировая война, Ия Ге вместе с родителями отдыхала в Германии. Семья приняла решение не возвращаться в Россию и переехала в Швейцарию. Через несколько лет девушка вышла замуж за голландского предпринимателя, дела которого вскоре после рождения двух детей расстроились — Ие пришлось искать службу. Она обратилась к модельерам — сестрам Калло, которые предложили работу и скромное жалованье с завтраком. Так началась ее головокружительная карьера манекенщицы. Вскоре удачно устроилась и личная жизнь модели. Вторым супругом русской красавицы стал баронет Роберт Абди — Ия Ге стала леди Абди.

В 1928 году она познакомилась с Коко Шанель. Модельер сразу же пригласила статную блондинку с голубыми глазами и прекрасной осанкой в свой дом мод. Портреты леди Абди начали появляться на обложках Vogue и других модных журналов, а модельеры просили ее надеть их платья на светские рауты. Позже модель стала заядлой театралкой, сама выходила на сцену и близко сдружилась с известными представителями творческой интеллигенции: писателем Жаном Кокто, танцовщиком Сержем Лифарем, балериной Татьяной Рябушинской и князем Феликсом Юсуповым.

КНЯЖНА НАТАЛИ ПАЛЕЙ

Отцом Натали Палей был великий князь Павел Александрович, дядя императора Николая II, а матерью — Ольга Карнович, женщина простого происхождения. Вместе с незаконнорожденным сыном Владимиром пара вынуждена была уехать из России во Францию. Там, в изгнании, в 1905 году и появилась на свет Натали Палей.

Вскоре император разрешил дяде вернуться на родину, а его супруге пожаловал титул княгини. Во время революции брат Натали Палей, князь Владимир, а затем и ее отец были арестованы большевиками и убиты. Матери удалось спасти дочь и бежать в Париж. Обворожительная Натали Палей быстро нашла работу манекенщицы в модном доме другого эмигранта — Феликса Юсупова, потом сотрудничала с Коко Шанель, а затем — с модельером Люсьеном Лелонгом. За последнего княжна-модель и вышла замуж.

Завоевав модный Париж, Натали Палей стала иконой стиля своего времени. Она не раз появлялась на обложке журнала Vogue, ее именем названы духи бренда Lelong, а дальнейшая жизнь Натали Палей положила начало стереотипу успеха современных светских львиц. Расставшись с Лелонгом, она уехала в Голливуд, стала кинодивой и возлюбленной писателя Эриха Мария Ремарка, дружила с Марлен Дитрих, Сальвадором Дали, Лукино Висконти, Сержем Лифарем и многими другими звездами.

ТЕЯ БОБРИКОВА

Тея (Екатерина) Бобрикова стала одной из самых знаменитых русских моделей 1930-х. В начале карьеры она работала в модном доме Lanvin. Набравшись опыта и познакомившись с миром кутюр изнутри, она основала свой собственный модный дом — Katrin Parel. По аналогии с большинством других парижских домов мод, Бобрикова выпускала по две коллекции дамской одежды в год.

Несмотря на то что коллекции были небольшие, все платья и костюмы отличались элегантностью и безукоризненным кроем. Их с удовольствием носили французские кинодивы той эпохи — актрисы Лиз Готи, Мишель Морган. Создавал модный дом Теи Бобриковой и костюмы для кино. Среди таких фильмов — картина «Пасторальная симфония» режиссера Жана Деланнуа, получившего две награды на Каннском кинофестивале. В модном доме Теи Бобриковой всегда поддерживали многообещающих русских эмигранток. Так, например, в нем свои первые шаги на подиуме сделали манекенщицы Тамара Лонжина, княгиня Мария Мещерская и Люд Федосеева.

ЛЮДМИЛА (ЛЮД) ФЕДОСЕЕВА

В 1930–40-х годах самой востребованной и высокооплачиваемой моделью была Людмила Федосеева, или Люд, как ее называли в модных кругах и высшем обществе. Открыл модель легендарный фотограф-портретист Хорст П. Хорст. Он показал издателю журнала Vogue Конде Насту ее фотографии. Насту они сначала не понравились, но позже он проникся красотой платиновой блондинки и даже добивался ее руки и сердца, но безуспешно.

Во времена немецкой оккупации Франции Люд Федосеева была в зените славы — она успешно конкурировала с ведущими моделями Третьего рейха. Внешность модели считалась эталоном: голубые глаза, кожа цвета слоновой кости, высокие скулы. Перед самым освобождением Парижа она уехала в Аргентину, а по возвращении во Францию обнаружила, что дома моды и журналы не хотят сотрудничать с ней. Вполне вероятно, что освобожденные французы не простили Люд Федосеевой сотрудничество с немцами во время оккупации. В 1950-е годы бывшая манекенщица и любимица модных фотографов работала клерком в одной из авиакомпаний, а затем — кастеляншей в доме для престарелых эмигрантов.