Карлики при дворе российских императоров

Но жизнь шута при дворе все-таки была лучше, чем у простого крепостного – карлики могли получить свободу, официально устроиться на службу и жить самостоятельно.

Первые карлики при дворе

Впервые карлики при дворе в России появились во время правления Алексея Михайловича. Однако по-настоящему они вошли в моду лишь в эпоху Петра I. Это не случайно — будущий император был большим поклонником европейской культуры, где традиция держать на службе карлика-шута существовала уже многие века. К тому же Петр увлекался анатомией и разного рода природными аномалиями. Во время своей поездки в Европу он с интересом рассматривал анатомический кабинет профессора Рюйша, полный так называемых «уродов» — именно он лег в основу коллекции Кунсткамеры. Первых двух карликов десятилетний Петр получил в подарок от брата Федора и назвал их Комар и Сверчок.

Русские императоры держали при дворе карлов в качестве шутов или просто показывали их гостям как некую диковину. Некоторые из них были официально устроены, получали жалованье, создавали семьи и жили отдельно. Обзаводились карликами и приближенные Петра — например, князь Александр Меншиков подарил своим дочкам по карлице.

Большая свадьба маленьких людей

У императрицы Екатерины была личная карлица Прасковья Федоровна. В 1710 император задумал выдать ее замуж за своего любимого карла Якима Волкова, того самого Комара. Петр I намеревался попробовать «разводить» карликов в России, а заодно и повеселиться на свадьбе вместе с четой герцогов Курляндских. Император издал специальный указ, по которому всех карликов, живущих в имениях дворян, нужно было нарядить и прислать в Москву и Петербург.

Датский посланник в России Юст Юль делился впечатлениями о празднике: «Выпито было семнадцать заздравных чаш, из коих каждая приветствовалась тринадцатью пушечными выстрелами… По окончании обеда в залу внесли два пирога; один поставили на стол, за которым сидел я, другой к новобрачным. Когда пироги взрезали, в каждом из них оказалось по карлице. Обе были затянуты во французское платье и имели самую модную высокую прическу. Та, что лежала в пироге на столе новобрачных, поднялась на ноги, и, стоя в пироге, сказала по-русски речь в стихах».

Русский историк, основатель журнала «Исторический вестник» Сергей Шубинский описывает свадьбу Якима и Прасковьи: «Праздник кончился пляской, в которой принимали участие только карлы и карлицы. Петр усердно подпаивал новобрачных и затем сам отвез их домой и при себе велел уложить их в постель». Задумка императора не удалась: Прасковья забеременела, но скончалась во время родов. А овдовевший Яким начал пьянствовать, распутничать и вскоре умер. В его честь Петр устроил комическую процессию с крошечными санями и гробом, маленьким попом и процессией из карликов.

Свадьба в ледяном дворце

Большой любительницей карликов была и Анна Иоанновна. Она решила последовать примеру Петра I и устроить свадьбу карлицы Авдотьи Бужениновой с придворным Михаилом Голицыным, разжалованным за в шуты за женитьбу на итальянке и отступничество от веры.

Для праздника на Неве был выстроен целый ледяной дворец, в котором новобрачным предстояло провести всю ночь — императрица заявила, что их согреют «горячие объятья». Находчивая невеста подкупила солдат, которые их охраняли, попросив передать теплую одежду — молодым удалось не умереть от холода.

Карлик фаворита

Платон Зубов, последний фаворит императрицы Екатерины II, светлейший князь, держал в имении карлика Ивана Якубовского. Иван написал мемуары, где простым и далеким от литературного языком рассказывает о быте императорского двора. Например, он описывает, как Александр I, узнав о вторжении Наполеона, в расстроенных чувствах искал уединения в полном гостей доме.

Карлик отвел его в детскую, но и там императору не удалось побыть одному. Во время войны 1812 года многие имения дворян были разграблены. Иван описывает, как расстроился Платон Зубов, когда узнал, что библиотека, подаренная ему императрицей, разорена.